Бортовой компьютер

Не смотря на то, что отечественные впрысковые двигатели уже несколько лет уверенно пробивают себе дорогу на российском автомобильном рынке, у водителей остается страх перед этими моторами. Основной причиной этого страха является недостаточная надежность российских электронных систем управления. Это приводит к тому, что владельцы отечественных моторов в крупных городах при каждой незначительной неисправности обращаются в сервисы и платят приличные деньги за диагностику, а провинциальные водители предпочитают приобретать автомобили с карбюраторными двигателями, пусть морально устаревшими, но более простыми в обслуживании.

Развеять этот страх и призваны приборы, получившие название «бортовой компьютер». Бортовой компьютер — это прибор, имеющий простое управление и позволяющий оперативно информировать водителя о состоянии электронной системы управления, а так же выполнять функции «маршрутного компьютера».

Некоторые инжиниринговые фирмы проводят работы по созданию собственных вариантов «бортовых компьютеров». Не осталась в стороне и «ТехноВолга», которая совместно с фирмой «Микро-НН» создала компьютер БК-11.

БК-11 представляет собой полностью автономный прибор, который необходимую водителю информацию не считывает с блока управления двигателем (БУ), а формирует ее самостоятельно, используя данные с соответствующих датчиков. Используя сигнал с топливных форсунок и датчика скорости автомобиля, БК-11 формирует информацию о расходах топлива, пройденном пути и т.п., т.е. выполняет функции «маршрутного компьютера». Диагностика двигателя представлена в виде раскодирования «мигающего кода» диагностической лампочки «Check Engine», который сообщает о сохраненных неисправностях в БУ┘

Однако по ряду технических причин «ТехноВолга» вынуждена была отказаться от проекта «БК-11″. А что же в замен?  На смену БК-11 пришел новый бортовой компьютер «АСКАН-М», созданный давним партнером «ТехноВолги» в области разработки бортовой автомобильной электроники — питерской фирмой «АБИТ».

Компьютер «АСКАН-М» был создан фирмой «АБИТ» в середине 90-х годов для диагностики систем впрыска топлива автомобилей ВАЗ. Затем, претерпев ряд модификационных изменений, «АСКАН-М» стал успешно применяться в новой системе управления «Корвет».
И вот настала очередь систем управления МИКАС, которые стандартно устанавливаются на двигатели ЗМЗ семейства «406″. Совместными усилиями питерских и нижегородских специалистов была создана модификация «АСКАН-М» для систем управления МИКАС 5.4 и МИКАС 7.1/7.2

Это довольно простой в управлении прибор, имеющий двухстрочный жидкокристаллический дисплей с подсветкой, соединяющийся с диагностическим разъемом системы управления и датчиком скорости автомобиля. Что же может новая модификация компьютера «АСКАН-М»?

  • Одной из основных функций является оперативная информация водителя о возникших неисправностях. Т.е., как только БУ получает информацию о возникших в системе неисправностях, он тут же информирует об этом водителя, выводя на дисплей компьютера соответствующую информацию (например, «Низкий уровень сигнала с датчика расхода воздуха»), которая сопровождается миганием красного светодиода и сигналом зуммера. Кроме сообщения о текущих неисправностях, «АСКАН-М» позволяет просмотреть и стереть все ошибки, сохраненные в БУ.
  • «АСКАН-М» позволяет получить информацию об основных параметрах работы двигателя: оборотах, положении дросселя, температуры охлаждающей жидкости и впускного воздуха и т.п. Это информация становится особенно полезной при выходе из строя одного (или нескольких) штатных приборов: спидометра, тахометра, вольтметра┘
  • Кроме информации о параметрах водитель, с помощью «АСКАН-М», может узнать и об основных режимах работы двигателя: наличии холостого хода, режиме ЭПХХ, режиме полной мощности┘
  • Не секрет, что на российских АЗС часто заливают топливо, которое по октановому числу значительно ниже минимально допустимого для впрыскового мотора. Это приводит к появлению детонации, которая, в свою очередь, приводит к выходу из строя двигателя. Очень часто водитель просто не слышит, что двигатель «детонирует», но тут на помощь приходит «АСКАН-М», который оперативно сообщит, что двигатель вошел в режим детонации, а также о том, какую коррекцию угла опережения зажигания ввел БУ.
  • В самом обозримом будущем на конвейере ОАО «ГАЗ» планируется замена нитевого ДМРВ типа «Bosch» на пленочный ДМРВ типа «Siemens». Одной из особенностей нового датчика является отсутствие потенциометра коррекции СО (окиси углерода). Как же в таком случает регулировать состав СО? Только с помощью специальных тестеров путем изменения коэффициентов коррекции топливоподачи RCOD и RCOK. Есть еще один способ: изменение этих коэффициентов с помощью «АСКАН-М».
  • Для учета индивидуальных особенностей автомобиля (тип датчика скорости, размер шин) при расчете скорости движения и расхода топлива существуют специальные коэффициенты коррекции, которые водитель может подбирать самостоятельно.
  • Однако одной из самых привлекательных для водителя функций «АСКАН-М» является «маршрутный компьютер». С его помощью можно узнать и о моментальных путевом и часовом расходах топлива, и о среднем и суммарном расходах топлива за заданный участок пути, и о величине пройденного пути и средней скорости движения, и о времени в пути и времени в движении. Кстати, по разнице последних значений можно определить время, потерянное на остановках («пробках»), что особенно актуально в больших городах.
  • Напоследок, следует отметить еще одну возможность «АСКАН-М»: с его помощью можно узнать о том, какой БУ установлен на автомобиле, кто его произвел, какая версия программного обеспечения записана в БУ┘Итак, как видно из перечисленных выше возможностей, с помощью бортового компьютера
    «АСКАН-М» водитель может получить довольно обширную информацию о своем автомобиле, и даже вносить некоторые коррективы с систему управления. Однако для определения многих неисправностей не обойтись без специальных знаний. Но это уже прерогатива специалистов сервисных станций, для которых существует «старший брат» нашего бортового компьютера — сканер-тестер «АСКАН-8″

    И в заключение хотелось бы отметить следующие работы, проводимые специалистами фирм «ТехноВолга» и «АБИТ» по модернизации компьютера «АСКАН-М»:

  • Изменение внешнего вида прибора с учетом требований эстетики и эргономики;
  • Создание модификации для диагностики системы управления дизельным двигателем ГАЗ-560 «Steyr».

  •