ЛЕГЕНДАРНАЯ ПЕСКОСТРУЙКА

Валдас Валюкявичус и DPPI

Среди финалистов Дакара-2003 были три литовских экипажа. Штурманом машины номер 298 был наш близкий друг, репортер Lietuvos Ritas и президент Пресс-автоклуба Литвы Валдас Валюкявичус. Ему слово. Читать с характерным акцентом.

Свой первый Дакар я прошел в качестве журналиста. В тот же год Дакар проехал штурманом и чемпион Литвы по ралли Арунас Лэкявичус. Как-то раз я спросил, не нужен ли штурман ему самому. В итоге решили ехать следующий Дакар в одном экипаже. Началась подготовка — я бегал по спонсорам, договаривался о сюжетах на телевидении, радио и публикациях в газетах. Эти полгода я считаю первым и одним из самых трудных спецучастков моего Дакара. Найти деньги, которых хватит на поездку, непросто. Чтобы побороться за место во второй десятке абсолюта, нужно 200 тысяч евро. Но можно проехать Дакар «всего» за 80-90 тысяч долларов США. Правда, на результат можно не рассчитывать — дал бы Бог добраться до финиша…

Арунас занимался поиском автомобиля. В результате купили машину от Koro — французского дилера Toyota, готовящего машины для Дакара. Ведь Андре Коро, механик и гонщик, прожил в этой авантюре 20 лет и гарантировал полную техническую поддержку по ходу гонки! За пару Toyota Hi-Lux отдали 80000 долларов. Это оказались стандартные автомобили с некоторыми доработками: система охлаждения перемещена в задний отсек, чтобы работала эффективнее и была меньше подвержена повреждениям, а перед машины стал легче. Установлены спецамортизаторы, каркас безопасности, система пожаротушения и другие спортивные дела согласно техтребованиям Дакара. 170-сильный 3-литровый турбодизель и коробка передач — стандартные.

В Аррасе стартовали и понеслись по автострадам. На первых спецучастках, не влиявших на результаты марафона, мы показали невозможное — на первом СУ приехали 11 в абсолюте!!! На втором — 24! На третьем — СЕДЬМЫЕ!!!!! За нами остались такие монстры, как Шлессер и Сервия! Но в Африке наш триумф растаял как дым. Начались сплошные поломки. Обиднее всего было в камнях Марокко, когда полетел передний редуктор, а у Коро не оказалось ни одного запасного! Двое суток искали редуктор по всей стране, в итоге за свои деньги купили б/у. Он продержался в режиме гонки всего… 50 километров! Тогда мы поняли, что наш Дакар окончен. Вернулись домой с мыслью о незаконченной работе и оборвавшемся приключении.

Весной начались приготовления к следующему Дакару. Снова спонсоры, поиски Toyota Land Cruiser, из которого можно построить боевой автомобиль. Битый не новый вездеход купили за 10000 долларов. Осенью машина была готова. Дакар-2003 мы начали осторожно — даже не старались повторять достижений прошлого года! Но на одном этапе обогнали 50 машин, на другом — 45. Я уговаривал Арунаса не наращивать темп. Как бы не так! На последнем европейском этапе подпрыгнули на очень высоком трамплине — летели красиво и долго, но на приземлении порвали полуось. Последствия удара подстерегали нас на каждом участке в Африке. То сломается маятник рулевого управления, то редуктор, то рулевая тяга… Все время в ремонте. Казалось, что мы просто переезжаем в быстром темпе от одной ремонтной площадки к другой. Камазовцы на финише каждый раз удивлялись: «Вы и сюда добрались? «

Во время гонки сменили коробку передач, две рессоры. 10 дней я ехал по Африке без терратрипа и научился сносно ориентироваться на местности без него. 9 дней Арунас вел автомобиль без гидроусилителя руля — его руки опухли от усилий. Каждый день начинался с надежды, что сегодня будет лучше, чем вчера. Везло, как правило, часа два. А потом — снова «непруха». Каждый день мы теряли на трассе по два часа на ремонт в пути и возвращались на бивуак ночью. На стоянках занимались ремонтом по ночам. День за днем — без сна, ежеминутно ожидая новой поломки. Сами себя успокаивали — если сейчас плохо, значит, скоро будет еще хуже. В самом центре песчаного Ливийского моря лопнула коробка передач — осталась только прямая передача. Впереди — большие дюны, и преодолеть их с такой коробкой невозможно. Осталось сойти с трассы и искать дорогу в объезд дистанции, а это еще один гарантированный многочасовой штраф.

Рядом была граница Ливии и Египта, а пограничные поля заминированы. Пришлось ехать осторожно, чтобы не взорваться! Объезжая дюну за дюной, мы все-таки достигли последнего КП. Снова штраф, но борьба продолжается! За три дня до финиша не выдержала и вторая коробка передач. Снова мы остались на «одной четвертой». О результате уже никто не думал — только бы довезти машину до финиша и при этом не погибнуть самим. Трассу все-таки удалось пройти, кроме участка с самыми крутыми подъемами. За это мы опять получили штрафные часы. Последний этап — 30 километров в окрестностях Шарм-Эль-Шейха — был для нас бесконечно длинным. Мы плелись по жаре, стараясь не дышать на машину, думая только о финишной черте и считая каждый пройденный до нее своим ходом драгоценный метр.

Мы доехали и за наши африканские похождения получили бесценную медаль из рук Юбера Ориоля и право называться «Покорителями Африки», хотя уверены, что это она нас покорила. Но изнурительное безмолвие пустыни и камней не смогло победить наш дух! В последние дни Дакара-2003 я дал себе зарок, что ноги моей больше здесь не будет! Однако сразу после финиша я уже готов был освещать следующую гонку как журналист, а сейчас согласен поехать и в экипаже: при условии, что найду в два раза больше спонсорских денег на аренду конкурентоспособной машины с хорошим техническим обеспечением. Не правда ли, похоже на пьяницу, который после серьезной попойки наутро дает себе зарок — больше ни грамма! Никогда в жизни! Но к вечеру уже позволяет себе кружечку пива, а через пару дней втягивается в ритм и понимает, что с зароком погорячился. И так раз за разом…