ИСТОРИЯ С ГЕОГРАФИЕЙ

Никита Розанов

Экспансия японских производителей на мировых автомобильных рынках успешно продолжается, и крупнейшие компании Страны восходящего солнца уже размещают свои центры перспективного проектирования в Европе и в Америке. 22 января 2003 года в Лондоне, недалеко от Гайд-парка, японский концерн Nissan открыл свой новый европейский филиал службы дизайна.

«Миграции» автомобильных дизайнеров и целых студий не редкость. Во-первых, люди этой профессии — натуры глубоко творческие и работать, где придется, не станут. Поэтому состоятельные фирмы и выбирают для фундаментальных созидательных процессов самые что ни на есть комфортные во всех отношениях места. Во-вторых, автомобильный дизайн представляет собой «золотое» звено в цепи создания конкурентоспособной концепции автомобиля, и, следовательно, выбор места для студии подчиняется еще и экономической целесообразности. Например, банковско-финансовая жизнь Объединенного Королевства намеренно дистанцирована от долларового и евро пространства, что при определенных обстоятельствах может оказаться очень кстати для иностранных бизнесменов.

Из истории видно, что в начале ХХ века американские студии дизайна сначала перебрались из дорогущего Манхеттена в промзону Детройта, но затем, после окончания Второй мировой войны, сменили унылую целесообразность мегаполиса на чистый воздух Калифорнийских равнин и южного побережья. В это время в живописное место предгорий итальянских Альп перевел свою студию даже Нуччо Бертоне. А в конце прошлого века дизайнеры, в том числе и японские, начинают освоение живописнейших мест французской Ривьеры. Казалось бы, переезд в начале нового века студии дизайна европейского филиала Nissan из Мюнхена в Лондон идет в разрез с этой тенденцией. О подоплеке и резонах таких географических перемещений я и думал, глядя через декорированное дождевой моросью окошечко патриархального лондонского такси. Пейзаж пригорода британской столицы с однообразной коричнево-кирпичной трехэтажной застройкой был уныл и составлял вместе с погодой удивительно цельную минорную картину. Погода — непоколебимая английская классика, такси — образец нескладного по эргономике островного дизайна конца 50-х — почти ее символ. А вот и стекла запотели, и картинку в окне заволокло почти настоящим туманом. Брр! Ей Богу, в Ницце лучше.

Согласно полученной еще в Москве информации, новая студия расположилась… в бывшем грузовом депо Британской железной дороги. Согласен, в этом есть что-то экзотическое, но до дизайна ли в сугубо функциональном здании, от бетонных конструкций которого исходит вечный промозглый холод? Название места, правда, вселяло некоторый оптимизм — Rotunda. Значит, в основе здания — круглый зал с куполообразным потолком. Все верно, из хитросплетений разноуровневой развязки трех лондонских улиц неожиданно появляется овальный по форме корпус. Это бывший бетонный гараж с пандусом заезда и характерным купольным перекрытием. Зданию 40 лет, но благодаря реконструкции выглядит оно весьма современно. Естественно, внутри проведена полная перепланировка, и там уже ничто не напоминает былое пристанище грузовиков. Зато, как это принято в подобных учреждениях, везде хирургически чисто и выхолощенно стильно. Такую особенность дизайна интерьера хозяева объяснили использованием японской декоративной стилистики «wa», которая олицетворяет гармонию взаимоотношений Востока и Запада.

Rotunda — шестая по счету студия дизайна, принадлежащая Nissan. Вскоре здесь приступит к работе интернациональная команда из 50-и дизайнеров. Сегодня здание еще не обжито, и на его специализацию указывают лишь вывеска и выставленные в зале новинки от Nissan: серийная Micra и пара прототипов — родстер Micra C+C и развозной фургончик Cube. Когда здесь начнется работа, будет введен режим секретности, и попасть внутрь станет почти невозможно. Это закон и правило всех дизайнерских студий. А пока, сдав охране фотоаппаратуру, за ширмочкой можно свободно лицезреть интригующий бок полноразмерного макета концептуального однообьемника. Все эти автомобили, представленные на сегодняшнем шоу открытия, родились не в этих стенах, а еще в прежней мюнхенской студии и в «Созидательной коробке» — Центре стиля Nissan в Японии. Но стиль машин ярок, свеж и вполне ассоциируется с современным взглядом на европейский автомобильный дизайн. А о том, что нас ждет на новом месте, я собирался поговорить с главными лицами Nissan, отвечающими за дизайн. На церемонии официального открытия присутствовали президент Nissan Карлос Гон (Carlos Ghosn), главный дизайнер Широ Накамура (Shiro Nakamura) и ведущие дизайнеры: Кристофер Рейтц (Christopher Reitz) — автор концепций Crossbow 4×4 и Micra C+C, Стефан Шварц (Stephane Schwarz) — создатель новой Primera и X-Trail и Макото Яамане (Makoto Yamane) — разработчик концептуального купе GT-R. В толпе гостей промелькнул и Патрик Ле Кеман (Patrick le Quement) — глава дизайна концерна Renault, чью роль в делах Nissan мне очень хотелось бы прояснить. Но первые вопросы Карлосу Гону.


КАРЛОС ГОН — Президент Nissan Motor Co., Ltd. Работал в фирме Michelin. С 1996 г. — на Renault. С 1999 г. — на Nissan, с 2000 г. — Президент компании. С 2002 г. — Вице-президент Renault Nissan Alliance.

— Господин Президент, почему для студии выбран именно Лондон, ведь он дальше от Японии, чем Мюнхен, да и европейская культура предстает здесь в особом преломлении?
— Чтобы лучше понять континентальный рынок, мы плотно работаем с Renault. А филиал в Лондоне поможет нам еще глубже усвоить специфику Европы. Именно здесь мы собираемся запускать в жизнь проекты, выполненные во вкусах европейского покупателя.

— Какова роль фирмы Renault в процессе создания дизайна новых автомобилей Nissan?
— У нас совершенно разные рынки, и дизайнеры Renault и Nissan работают абсолютно самостоятельно и независимо друг от друга, что может подтвердить присутствующий здесь глава дизайна Renault г-н Патрик Ле Кеман. Всем известно, что оба брэнда имеют свой сложившийся стиль, отражают национальный характер, и у нас нет намерений их интегрировать. Однако не скрою, что мы часто встречаемся и всегда достигаем полного взаимопонимания.

Отойдя в сторону, я заметил, что главы дизайна Nissan и Renault действительно стояли вблизи, но спинами друг к другу: вот оно олицетворение здоровой конкуренции двух брэндов, связанных узами технического сотрудничества! Задаю боссам по два одинаковых вопроса:

1. Известно, что японские фирмы всегда создавали автомобили в двух параллельных дизайнах: для внутреннего и внешнего рынка. В какой-то мере этот подход объясняет и наше сегодняшнее присутствие в Лондоне. С чем связана такая практика? Что лежит в основе такого положения? И насколько это вынужденный шаг?

2. Как бы Вы охарактеризовали современный автомобильный дизайн? Например, главный дизайнер BMW Кристофер Бэнгл называет его «развлекательным». Вы согласны?

ШИРО НАКАМУРА — Вице-президент и глава дизайна Nissan, президент Nissan Design Europe. Дизайну обучался в Японии и США — в Art Center College of Design в Пасадене. Известность получил благодаря работе на фирме Isuzu, где под руководством Саймона Кокса (Simon Cox) создал яркий дизайн внедорожника Vehicross. С октября 1999 г. — на фирме Nissan. С 2000 г. — вице-президент, а с 2001 г. — глава дизайна.

1. — Я думаю, так сложилось потому, что японский автомобильный дизайн очень ярок и самобытен. Например, вы всегда отличите японское жилище от европейского по минимализму декоративного убранства интерьера, яркости стиля и особой цельности предметов быта. Автомобильный дизайн — искусство такого же рода, и поэтому новая Micra, которая стоит рядом со мной, так характерна и по-японски выразительна. Или новый Cube, чья идея могла быть разработана только в Японии. Несмотря на то что это утилитарный дизайн, он очень выразителен, и выразителен, прежде всего, по-японски. В европейском дизайне такого нет. И этот автомобиль мы создавали исключительно для внутреннего рынка, девиз которого — минимум места и максимум предоставляемых в этом минимуме возможностей и услуг. Поэтому мы так тщательно заботимся о самых мельчайших деталях. Что касается вынужденности, то я бы так не говорил. Наша команда интернациональна, и мы стараемся работать одинаково интересно и для внутреннего, и для внешних рынков, включая США, где расположена наша студия дизайна в Сан-Диего.

2. — Я не могу, подобно мистеру Бэнглу, ограничиться одним словом. Все слишком сложно. Современный мировой автомобильный дизайн очень разносторонен и пестр. Мне легче говорить о дизайне Nissan. Посмотрите: новая Micra и Cube совсем разные. Стиль же всех автомобилей BMW очень близок и развивает одну идею. Для Nissan, наоборот, характерна работа над несколькими концепциями. При этом я говорю не о внешних формах, а о дизайне как явлении очень глубинном. Такое разнообразие форм и характеризует современный дизайн Nissan.

ПАТРИК ЛЕ КЕМАН — Вице-президент и глава дизайна Renault. Образование получил в Англии, где с 1968 года работал в Европейском отделении Ford. С 1987 г. — главный дизайнер Renault. С 1995 г. — глава исполнительного комитета и директор по качеству.

1. — Такое положение сформировалось исторически, когда на внутреннем рынке Японии доминировала (и доминирует по сей день) точка зрения компании Toyota. Все остальные, в том числе и Nissan, который занимает второе место, вынуждены следовать за лидером продаж. Это специфика. Что же касается мировых рынков, то я убежден, что культура и национальные традиции здесь играют ведущую роль. Итальянский дизайн — это красивая линия. Ради нее делается автомобильный кузов, в который на последнем этапе и помещается человек. В основе французского дизайна — функция, и линии внешних форм образуются как бы изнутри, а сидящий человек попросту «обтягивается» красивой поверхностью. Американский автомобильный дизайн — это продукт и производная больших пространств этой страны. Но большие пространства и помогают найти общий язык с человеком и одновременно отдаляют, отчуждают человека и автомобиль. Это чисто американский парадокс. Красивейшие американские автомобили 70-х годов имели плохой и зачастую просто античеловечный интерьер. И теперь Япония. Здесь все выглядит совершенно иначе, и главную тему задает д е т а л ь. Именно ее самоценность и определяет облик и качество японского автомобильного дизайна. Так было в прошлом, так остается и в настоящем. Почему? Причина — в различиях культур.

2. — В одном из номеров английского журнала Economist, в статье об автомобильной промышленности, дизайн был назван «рок-звездой» этой индустрии. В этом смысле я определенно звезда, мое место — шоу-бизнес, и моя работа — это развлекать покупателя (смеется). Ну а если серьезно, то автомобильный дизайн действительно очень эмоционален. В него нужно вложить душу, и если этого не сделать, то автомобиль останется куском железа. Еще это культура, в которой очень многое зависит, как я уже говорил, от национальности. Вот почему я пока воздержусь и не буду давать определение общего направления в современном автомобильном дизайне.

Еще совсем недавно «кухня» японского автомобильного дизайна была окутана молчанием, и только сегодня дизайн этой страны делает первые шаги к «гласности». Поколение его нынешних авторов, окончившее лучшие мировые колледжи, постепенно отказывается от соавторства с американскими или европейскими коллегами, и на наших глазах японские традиции интегрируются в единую культуру мирового автомобильного дизайна.

P.S. В день нашего отъезда в Лондоне ярко засияло солнце, на которое тут же с газонов Гайд-парка уставились тысячи разноцветных «анютиных глазок»; засинело высокое небо, а на кустах стали заметны набухшие бутоны величиной с крупную черешню. Стоял январь. В Мюнхене, откуда перебралась студия дизайна Nissan, в это время шел мокрый снег…