Откуда течет река подделок?

Американские машины в нашей стране не очень-то популярны. В этом легко убедиться на любом рынке подержанных автомобилей, где на двадцать-тридцать «европейцев» приходится один «американец». Основных причин невысокого спроса на авто с маркой «Made in USA» две. Во-первых, США десятилетиями буквально по демпинговой цене импортировали ближневосточную нефть, да и своей, техасской, у них хватало. Бензин там всегда был дешевле газировки, и производителей машин никогда особо не беспокоили такие параметры, как объем двигателя и его экономические показатели, и отказаться от устоявшихся традиций непросто. В Европе же концепция автомобилестроения всегда базировалась на том, что машина должна быть экономичной, поскольку цены на топливо всегда «кусались». Вспомните историю - огромные «короли дорог» родились в США, а мало- и микролитражки - в Европе. Вторая причина тоже экономического свойства - доставка автомобиля из европейских стран обходится дешевле, чем из США.
И все же «американцев» на наших дорогах немало. Взять хотя бы джипы «Чероки» и «Гранд-Чероки», привлекательность которых в начале 90-х была не меньше, чем у «Мерседеса», или «Шевроле-Субурбан», который до сих пор крайне популярен у спецслужб. Ну а фордовские модели - и легковые машины, и микроавтобусы - вообще прекрасно прижились в нашей стране до 98 года. Самый большой спрос был на автомобили (чуть старше трех лет), которые попадали под льготную «растаможку». Однако сейчас возраст подавляющего большинства заокеанских машин в России более пяти лет - начавшийся после дефолта 1998 года кризис уменьшил поставки автомобилей из США примерно в 10 раз.
Безусловно, каждому автомобилю периодически требуется ремонт и, как следствие, замена вышедших из строя деталей. Рынок запчастей для американских машин имеет свою ярко выраженную специфику. О ней рассказывает Майкл Бронд, президент компании «Комкад», которая более пяти лет специализируется на поставках деталей практически ко всем машинам американского производства.
Давайте для начала разберемся, какие машины следует считать американскими, а какие нет. Далеко не все автомобили, выпущенные под американским брендом, изготовлены за океаном. Например, такие популярные модели, как «Форд-Мондео» или «Форд-Транзит», можно считать американскими весьма условно. Эти машины произведены в Европе и по своим характеристикам подогнаны под европейские стандарты. Поэтому и запчасти для них производят в европейских государствах или в странах Азии и в США. Tакие модели не числятся в американских каталогах.
Примерно та же ситуация с «Шевроле-Блайзер», у которого есть две модификации - американская и европейская. Они очень сильно отличаются друг от друга. С другой стороны, ряд европейских производителей некоторые свои модели («Ауди», БМВ, «Вольво») разрабатывали специально для эксплуатации в США. Для этих моделей запасные части надо искать в американских каталогах, так что схема поставки в Россию запчастей для этих машин будет абсолютно идентичной поставке узла на американский автомобиль. То же самое можно сказать и об автомобиле «Лексус». Несмотря на то, что это бренд «Тойоты», бесполезно искать для него запчасти в магазинах, занимающихся торговлей деталями для японских машин. «Лексус» - стопроцентный «американец».
На рынке запчастей к американским машинам представлены все типы деталей - оригинальные, неоригинальные и бывшие в употреблении. Все оригинальные запчасти, которые поставляют на сборочный конвейер, обязательно промаркированы. Если это, скажем, «Форд», то на запчасти об этом обязательно будет сказано, указан производитель, а деталь будет в фирменной упаковке. Такие запчасти поступают и в розничную торговлю. Мы не случайно упомянули, что на упаковке или на самой детали указан производитель. Дело в том, что к оригинальным деталям относятся и те, которые изготовлены на другом предприятии, но рекомендованы заводом, изготавливающим автомобиль. Скажем, на конвейере может быть установлена одна деталь, а при ремонте, кроме нее, можно использовать запчасти еще двух-трех производителей. Если машина новая или с небольшим пробегом, то при ремонте лучше всего использовать именно оригинальные запчасти. Это гарантированное качество - брак встречается крайне редко. Все оригинальные запчасти лучше других, единственное исключение - глушители для «американских японцев», их лучше покупать неоригинальные. Наша компания специализируется в основном на поставках оригинальных деталей и никогда не сталкивалась с нареканиями клиентов.
Неоригинальные детали условно можно разделить на две группы - тюнинговые и детали, которые мы называем «AutoMarket». Тюнинговые запчасти - это узлы и агрегаты, предназначенные для доработки машины, например, газонаполненные амортизаторы, элементы сцепления, подвески и т.п. Как правило, такие запчасти по своему качеству ничем не хуже заводских, а порой и лучше. Например, наша фирма поставляет целый спектр различных аксессуаров и даже эксклюзивные колесные диски American Racing. Кстати, эти диски являются оригинальными для некоторых моделей Chrysler и GM. Но стоит оговориться, что зачастую стоимость тюнинговых деталей выше, чем оригинальных.
«AutoMarket» - это детали, изготовленные заводами, которые не являются поставщиками на конвейер и продукция которых не имеет одобрения производителя автомобиля. Их качество может быть очень высоким, ресурс небольшим. Нередки случаи, когда деталь не садится на место, и мастеру приходится ее дорабатывать или подбирать иной крепеж. Тем не менее в Америке спрос на детали «AutoMarket» достаточно высок. Дело в том, что в США эксплуатируют один автомобиль достаточно долго, и на машины старше пяти лет ставят именно такие запчасти. В России же большинство владельцев машин с клеймом «Made in USA» приобретают оригинальные детали, поэтому и на рынке доля запчастей «AutoMarket» невелика.
В России есть спрос и на восстановленные узлы и агрегаты. В Америке же они не пользуются особой популярностью, так как любая мастерская обязана давать гарантию на ремонт, и мастера предполагают использовать в работе новые запчасти. Откуда же берутся восстановленные узлы и агрегаты? Испорченные детали собирают по техцентрам, затем в специализированных цехах их отмывают от грязи и масла, ремонтируют, упаковывают и направляют в розничную продажу. Оценить качество этих деталей довольно трудно - их ресурс напрямую зависит от пробега автомобиля, с которого они были демонтированы, и от характера поломки. А такая информация, естественно, покупателю недоступна - вы с равной вероятностью можете приобрести и практически новый узел, в котором была устранена мелкая неисправность, и агрегат, который полностью выработал свой ресурс, а при реанимации в него устанавливали детали с таких же дышащих на ладан агрегатов. Такие детали широким спросом не пользуются, но все же есть категория автовладельцев, которые вынуждены их приобретать. В основном это хозяева старых американских машин представительского класса. «Старички» хворают достаточно часто, а купить оригинальную деталь на «Бьюик» 78 года - дорогое удовольствие.
Последняя группа запчастей - бывшие в употреблении. Они популярны еще меньше, так как восстановленные все же надежнее. Хотя в категории «бэушных» спрос все-таки есть в основном на кузовные детали и элементы салона.
Большинство запасных частей любых типов для американских машин поставляются только на заказ. Исключение составляют расходные материалы и детали, требующиеся для мелкого ремонта, - тормозные колодки, лампочки, высоковольтные провода и т.п. Компания «Комкад», как, впрочем, и другие фирмы, хорошо ориентирующиеся в рынке, имеет два канала поставок. Первый мы условно называем «каналом незапланированных поломок». Это, как правило, небольшие по размерам детали (например, датчики, элементы электроники) и другие детали, которые требуются для срочного ремонта. Срок поставки - 3-5 дней. Другой канал используется для плановой поставки деталей, которые не требуются в данный момент, но понадобятся в будущем. Предположим, машина регулярно проходит ТО, и мастера могут предположить, какие работы придется провести в ближайшее время. Как правило, техцентр составляет клиенту дефектную ведомость с полным перечнем необходимых узлов и агрегатов. Мы делаем заказ и доставляем детали в Россию в течение недели.
Кстати, запчасти из Америки поставляют не только специализирующиеся на этом компании, но и частные лица - в основном эмигранты из России. Допустим, два приятеля, один из которых живет в Москве, а другой - в США, решили организовать совместный бизнес. Один обходит автосервисы, на которых ремонтируют иностранные машины, и предлагает им услугу по доставке американских запчастей. Предположим, автосервис соглашается и просит доставить детали на определенную машину. Американский напарник приобретает нужную запчасть и через пилота рейсового самолета переправляет ее в Москву. Но нередко случается, что деталь не подходит - представьте себе чувства клиента, у которого машина задерживается на СТО не на 3-4 дня, а на несколько недель. Поэтому хочу предостеречь техцентры, которые пользуются услугами частных лиц, - у любой фирмы, занимающейся поставками запчастей, такие накладки исключены, поскольку у профессионалов рынка есть каталоги производителей с полным перечнем всех запчастей.
Бывают и другие ситуации, которые иначе как жульничеством и не назовешь, - заменяют оригинальные запчасти на неоригинальные производства США или на детали, сделанные, скажем, в Корее. Клиент проверить этого не может, так как выглядят они одинаково и упаковка весьма схожа, а вот служат они совсем неодинаково. Настоятельно не рекомендую покупать корейские и китайские запчасти, несмотря на то, что они вдвое дешевле - срок их жизни как минимум в пять раз меньше.
И последнее. В России очень много подделок, отличить которые очень трудно. Если, скажем, в магазине вам предлагают джинсы Wrangler за 30 долларов, вы сразу поймете, что это обман, а этикетка перешита. А определить поддельную запчасть - проблема. Из Америки и особенно из Канады течет река корейского и китайского «мусора» с переклеенными этикетками или вообще без них. Например, детали достаточно известного «Красного Мопара» выдают за оригинальные, фирмы «Крайслер», а на самом деле это корейская подделка, продаваемая фирмой Crown Automotuve (упаковка отличается от оригинальной только красным цветом номеров деталей - на оригинальных цвет синий). Шаровые опоры этой фирмы сильный человек разрывает рукой, машина после такого ремонта ездит в лучшем случае 3 дня, после чего шаровая опора разваливается. Клиентам же доказывают, что они ударились о рельсы или провалились в яму.
Определенным подтверждением качества детали является ее цена. У разных поставщиков из Америки скидки разные, но они отличаются не более чем на 10%. В результате самая дорогая и самая дешевая цена в Москве может варьироваться в пределах 15-20%. Если же вы где-то увидите деталь в 2-3 раза дешевле среднерыночной цены, знайте - перед вами жулик.


Партнеры:
  • разработать фирменный стиль