«MONROE Sensa-Trac» — амортизатор разумный

Вячеслав Мамедов

Человек шагает с частотой 1 — 1,5 Гц. Именно к такой, наиболее привычной для нас частоте, стремятся конструкторы подвески автомобиля, “смягчая” жесткость упругих элементов.С другой стороны, управляемость современных скоростных моделей напрямую зависит от надежного контакта колес с дорогой, который гораздо лучше у более “жестких” подвесок.

Главный инструмент разработчиков для достижения разумного компромисса в этом вопросе — амортизатор: устройство, предназначенное для быстрого гашения колебаний автомобиля, возникающих в результате деформации упругих элементов подвески (рессор или пружин).

Современная электроника позволила разработать “активную”, или “приспосабливающуюся” к конкретным дорожным условиям и манере езды подвеску, амортизаторы которой меняют свои характеристики в зависимости от сигналов датчиков. Но эта подвеска, применяемая на дорогих моделях, еще долго будет не по карману большинству простых автомобилистов. Можно ли иным способом усовершенствовать амортизатор и добиться от него автоматической смены режима работы при различных условиях движения автомобиля? Фирма “MONROE”, выпускающая амортизаторы более 75 лет, отвечает на этот вопрос: да, можно. Недавно она предложила новинку: серию однотрубных и двухтрубных амортизаторов “Sensa–Trac”, характеристики которых изменяются в зависимости от относительного перемещения штока в цилиндре. Устройства эти надежны, остроумны, относительно дешевы и доступны. Принцип, лежащий в основе изобретения, очень прост. При движении автомобиля с обычной нагрузкой по прямой ровной дороге с постоянной скоростью элементы автомобильной подвески (и главное — шток амортизатора) совершают небольшие вертикальные перемещения. Любые изменения в дорожных условиях, например, резкий поворот или выбоина, как правило, эти перемещения увеличивают. В первом случае сопротивление для гашения колебаний требуется небольшое. Во втором — безопасность движения будет зависеть от мгновенного, адекватного амплитуде перемещений штока амортизатора увеличения “жесткости” его работы. Именно своевременно возросшее сопротивление предотвратит потерю контакта между колесом и дорогой. Эти исходные соображения послужили отправной точкой для конструкторской разработки. На первый взгляд “Sensa–Trac” выглядит как обычный газонаполненный амортизатор, но внутри есть небольшое, но существенное отличие. В корпусе амортизатора имеется вертикальный канал, через который масло может перетекать между верхней и нижней частями корпуса, минуя клапаны, расположенные в поршне.

В центральной зоне амортизатора, названной разработчиками “зоной комфорта”, где перемещения штока небольшие, глубина канала равномерна и равна 0,4 мм. Проходя через него, масло встречает постоянное, но относительно небольшое сопротивление. Когда же, к примеру, колесо наезжает на препятствие и, следовательно, поршень выходит из “зоны комфорта”, он попадает в “зону контроля” (верхнюю или нижнюю), где канал, сужаясь, плавно сходит на нет и перекрывается поршнем. Масло продавливается через клапаны в поршне, и амортизация становится более жесткой. Наличие канала на внутренней стенке амортизатора заставило изменить только параметры клапанов поршня, во всем остальном амортизатор “Sensa–Trac” работает так же, как и обычный газонаполненный амортизатор в однотрубном или двухтрубном исполнении. В двухтрубном амортизаторе с газом низкого давления длина желоба составляет от 27 до 59 мм в зависимости от модели автомобиля.

В настоящее время фирма “MONROE” уже наладила выпуск таких амортизаторов для моделей Ford Fiesta, Escort, Peugeot 205 и 405, VW Golf, Renault 5,19,21,25, Clio, Safrane и Espace, Mercedes Benz класса C, а также для отечественных ВАЗ “классика” и “Самара”, “Волги” 3102–029. Список этот постоянно пополняется.

Во всех странах Европы “Sensa–Trac” теперь ставят вместо пришедших в негодность обычных амортизаторов во время очередного технического обслуживания у своих дилеров или на фирменных станциях “MONROE”. Тем более что гарантия на “Sensa–Trac” — два года работы. Первой компанией, которая официально начала их применение в качестве запасных частей для своей модели “900”, стала шведская фирма “Volvo”.

Дебют амортизаторов “Sensa–Trac” в России состоялся в прошлом году в рамках автосалона на Красной Пресне. Первые партии амортизаторов уже продаются в магазинах официальных дилеров компании.