Сканер или мотортестер?

В последнее время на страницах специализированных изданий развернулась дискуссия на тему: «Что предпочтительнее: сканер или мотортестер?». Попробуем все-таки разобраться, каким же оборудованием должен быть укомплектован современный пост диагностики и ремонта систем управления.
Сканер.
При разработке новых систем управления используются все более сложные алгоритмы управления. Одновременно с этим усложняются системы, результаты работы которых могут быть доступными для диагноста при применении сканера.
Приведем простой пример. На автомобилях начала 90-х сигнал расходомера воздуха считался достоверным, если он попадал в поле допустимых значений (к примеру, от 0,3 до 4,5 вольт). На более новых машинах для того, чтобы датчик расходомера считался исправным, значение его сигнала должно не только попадать в поле допусков, но и быть корреллированным с сигналом положения дроссельной заслонки и числа оборотов двигателя. Согласитесь, что не может двигатель на холостом ходу при закрытой дроссельной заслонке потреблять столько же воздуха, как на средних оборотах.
Современные сканеры совместно с автомобильными системами управления все больше и больше принимают на себя «мотортестерные» функции. На некоторых автомобилях с помощью сканера можно определить баланс мощности по цилиндрам, поочередно отключая подачу топлива или зажигание в каждом из них. Появляется также возможность оценить состояние высоковольтного тракта. Например, ЭБУ систем управления двигателей типа HFM, PMS и ME автомобилей Mercedes позволяют обнаружить наличие пропусков зажигания и оценить напряжение и время горения дуги для
каждой катушки зажигания (по сигналам первичных цепей катушек при помощи сканера, имеющего режим DATA STREAM).
Неоценимую помощь может оказать сканер и при поиске «плавающих» неисправностей. Ведь часто бывает так, что в момент посещения автосервиса такого рода неисправность себя никак не проявляет. А раз нет проявления неисправности, то получается, что нечего и ремонтировать. Возможность считать содержимое памяти о неисправностях из ЭБУ во многих случаях позволит определить направление поиска предполагаемой проблемы.
На сегодняшний день многие производители диагностического оборудования смещают акценты в сторону производства сканеров, а кое-кто вообще исключаeт из гаммы выпускаемой продукции мотортестеры. Может быть, пришла пора забыть о мотортестерах и ориентироваться только на сканеры? Вопрос спорный, т.к. не скоро наступит тот день, когда все машины будут «цифровыми», когда каждый элемент системы управления связан с другими посредством единой цифровой шины.
Конечно, сканер может значительно снизить время поиска неисправности на современном автомобиле.
Однако необходимо помнить о том, что сканер не является средством измерения. Он лишь реализует диагностические возможности самой системы управления. И соответственно на машине, где возможности самодиагностики слабы, сканер может оказаться практически бесполезным. Возможности даже самого продвинутого сканера не могут быть выше возможностей конкретной модели блока управления. Вспомните ситуацию, описанную в июньском номере «АБС-авто» в статье «Практика диагностики». Был приведен реальный случай поиска и устранения неисправности на Audi A6, автомобиле весьма «продвинутом» в возможностях самодиагностики. Однако два весьма приличных сканера оказались абсолютно бессильны, и только применение современного мотортестера с встроенным многоканальным осциллоскопом позволило выявить истинную причину неисправности.
Мотортестер
Универсальность — это наиболее сильная сторона мотортестера, конечно, если он предназначен для работы со всеми типами современных систем зажигания.
Современный мотортестер имеет собственные датчики и измерительные каналы, с помощью которых можно проводить оценку правильности работы системы, исключив функцию самодиагностики системы.
С помощью мотортестера можно также оценить работу элементов, не имеющих непосредственного подключения к электронному блоку управления, например, вторичной цепи системы зажигания.
При наличии специальных тестов возможна оценка состояния не только элементов системы управления, но и самого объекта управления — двигателя.
Наличие встроенной базы данных и экспертной системы в дорогих моделях мотортестеров позволяет достаточно быстро выявлять отклонения в работе на уровне подсистем. Для этого существует так называемый COMPLETE TEST. Суть его сводится к заполнению измеренными значениями контрольно-диагностической карты. Затем значения сравниваются с эталонными из базы данных. На основе результатов сравнения экспертная система фиксирует проблемные параметры и выдает рекомендации. Однако слепое следование этим рекомендациям, без приложения знаний, опыта диагноста может привести к неоправданным потерям времени. Компоновка моторного отсека становится все плотнее и плотнее и для того, чтобы «подключиться» и проверить сигнал одного датчика, нужно немало потрудиться, потратив уйму времени. Проведение достоверного COMPLETE TESTа вообще может оказаться проблематичным — ввиду невозможности подключения к части необходимых цепей.
Надо учитывать и то обстоятельство, что запросы клиентов автосервиса меняются. Если раньше люди спокойно ездили, не обращая внимания на горящие аварийные лампочки, сообщающие о неисправности ABS или Airbag, то сейчас они уже задумываются о собственной безопасности. К тому же в современных автомобилях многие электронные системы тесно взаимосвязаны, и неисправность одних отразится и на других. Например, неисправность датчика скорости вращения одного колеса может отразиться на работоспособности целого ряда систем (ABS, антипробуксовочной — ETC, управления двигателем и автоматической трансмиссией). А при ремонте этих электронных систем мотортестер слабый помощник.
Одно немаловажное замечание.
Хотелось бы уберечь читателей от восприятия сканера или мотортестера как чудо-приборов, которые сами способны выявить неисправности в автомобилях. Не следует также рассматривать диагноста только как исполнителя роли оператора, правильно подсоединяющего адаптеры, датчики и щупы к нужным цепям. Вспоминается недавний случай, когда в одну из фирм, предлагающих диагностическое оборудование, обратился директор автосервиса. Он намеревался создать участок диагностики и ремонта систем управления. На вопрос: есть ли у него специалист для работы на этом участке, он ответил, что в этом году его знакомая девушка закончила какой-то «пищевой» институт — ее там учили работать на компьютере. Вот она и будет работать диагностом! А намеревался он приобрести сканер. И хотел узнать: «А он точно причины неисправности указывает?» Такой подход приведет только к разочарованию от подобной «диагностики» в будущем и таких ошибок следует избегать.
А стоит ли спорить?
Так какой же инструмент нужен диагносту для успешной работы? Что выбрать? На наш взгляд, очевидно, что достоинства сканера дополняют недостатки мотортестера и наоборот. Отсюда вывод: для полноценной работы поста диагностики и ремонта систем управления необходимы оба прибора.
Но это в теории, а что на практике? Исходить приходится не из того, что хочется, а из возможностей. Как правило, проблема выбора «или — или» возникает при нехватке средств на приобретение двух приборов: сканера и мотортестера. «Финансов» хватает лишь на один прибор. А спрос рождает и соответствующее предложение. Попытки объединить в одном устройстве сканер и мотортестер предпринимались уже неоднократно. Сама идея весьма привлекательна: за счет использования общего корпуса, систем электропитания, ввода и отображения информации удешевить комплект. Но в некоторых случаях возможности такого «универсала» ограничивались лишь одной группой автомобилей (к примеру, VAG), а иногда случалось, что стоимость комбинированного прибора получалась слишком высокой.
Впервые действительно универсальный комплект, сопоставимый по цене со стоимостью современного портативного мотортестера, предложило московское представительство фирмы Launch. Это — специализированный переносной диагностический компьютер, выполняющий функции универсального мотортестера, способного работать с любыми системами зажигания, и универсального сканера для широкого круга автомобилей — ADC2000.
Вот краткое перечисление возможностей прибора:
• 1-, 2- или 4-канальный осциллоскоп с возможностью ручного или автоматического (по типу проверяемого элемента системы) выбора параметров изображения;
• 2-канальный мультиметр, который может отображать одновременно до 3-х параметров сигала одного из каналов;
• осциллограф зажигания, применимый для любых современных систем ( режимы — одиночный цилиндр, парад, растр, бар-граф);
• анализатор работы цилиндров (режимы — ручной и автоматический баланс мощности, относительная компрессия, эффективность работы цилиндров без отключения);
• возможность сохранения в энергонезависимой памяти прибора до 8 осциллограмм в каждом режиме;
• возможность документирования данных на персональном компьютере или принтере;
• постоянное хранение в оперативной памяти 50 последних кадров изображения;
• электропитание от сети переменного тока или от бортовой сети автомобиля — через гнездо прикуривателя или диагностический разъем;
• большой жидкокристаллический экран с подсветкой и регулировкой контрастности;
• «горячая» помощь по проверяемому датчику или исполнительному элементу (назначение, возможные типы, принципы функционирования, порядок подключения, места расположения, методика проверки, типовые осциллограммы и т.д.);
• универсальный сканер для широкого круга современных европейских (Mercedes Benz, BMW, Audi/WV/Seat/Skoda, Volvo), японских (Toyota, Lexus, Mitsubishi, Nissan, Honda, Mazda), корейских (Daewoo, Hyunday, Kia, Samsung), американских (GM, Ford, Chrysler) автомобилей, а также для всех автомобилей, поддерживающих хотя бы один из трех протоколов обмена, установленных стандартом OBD II;
• проверяемые системы: ENG, A/T, ABS, SRS, AC, CC, IVMS, Fuel/ignition, BM/GM, Fuel supply, Idle control, Chassis, Body, IP, DM, ATA, Convenience feature, CCS, BS, DPS, ASD, IMB, CLS, C/S, ES, IP, SS, SSS, SWC, SAS, AHS, DC, GDB, LLC, NS, ISS, IMS, ALS, ED, BCS, ECM, PAS, ECU, 4WD, RLC, RDI, TPM, MA, BCS;
• функциональные возможности системного сканера: чтение и стирание ошибок, вывод текущих данных, проверка исполнительных механизмов, идентификация систем, базовые установки, адаптация, сброс сервисных интервалов;
• возможность формирования групп параметров вручную и отображение их в графическом виде;
• расширение функциональных возможностей путем «прошивки» новых версий программного обеспечения (в течение гарантийного периода БЕСПЛАТНО);
• интерфейс на русском или английском языках.
При работе c подобным прибором имеет смысл использовать следующую технологию поиска неисправности: вначале, используя сканер, получить как можно больше информации, а затем, проанализировав ее, уточнить вызывающие сомнения параметры при помощи мотортестера.