«Черемуха» для автолюбителя

Наш журнал регулярно рассказывает о различных охранных системах.
Но возможности сигнализации в полной мере могут проявиться лишь при условии, что ее грамотно смонтировали на автомобиле.
Недавно на «АБС-сервис» обратился владелец Kia Sportage: у машины не загорались габаритные огни и не включалась сигнализация. Через полчаса мастера извлекли из салона оплавленный жгут проводов и в сердцах прокомментировали: «Хорошо, хоть не сгорела вся машина». И тут владелец вспомнил, что пару недель назад в салоне попахивало паленым, но он решил, что гарью тянет с улицы. В поисках места короткого замыкания мастера добрались до панели приборов, под которой и обнаружили сигнализацию, небрежно «примотанную» к проводке автомобиля, причем далеко не все соединения были изолированы.
Оказывается, систему установили за неделю до того, как перестали работать габаритные огни. «Установщиками» оказались жители ближнего зарубежья, которые подрабатывали на одном из московских сервисов. Они «смонтировали» систему всего за 20 долл. США. Последовавшая затем замена двух жгутов электропроводки и самой сигнализации обошлась владельцу Kia Sportage примерно в 400 долл. США. Вот такая «экономия».
Другой пример. С просьбой наладить работу сигнализации, купленной на Митинском рынке, к нам обратился хозяин Renault 19. По его словам, выбрать систему ему помог приятель, электронщик по образованию. Он же и установил сигнализацию. К сожалению, руководство по монтажу и эксплуатации было только на английском языке. Но товарищ заверил владельца машины, что и без перевода разберется. Он, действительно, установил систему. Однако логику ее работы так и не понял. Методом «тыка» друзья решили определить, какая кнопка брелока за что отвечает, и включили режим «Анти-Хайджек». Попытки отключить функцию с брелока были безуспешными. Решив, что система «зависла», они отсоединили разъем сигнализации и приехали на нашу станцию.
Подключив к системе служебный выключатель, мастера сначала выключили «Анти-Хайджек», а затем, войдя в программный режим, вовсе отключили опцию. На этом беды хозяина Renault 19 не закончились. Через два дня он вернулся - на этот раз не работали электрозамки дверей. Диагностика показала, что они сгорели, ибо их поставили под неправильным углом. Мастерам пришлось устанавливать электрозамки заново.
Примеры эти в который раз подтверждают старую поговорку - «скупой платит дважды». Непрофессионализм при монтаже сигнализации чреват лишними хлопотами и расходами. Но куда страшнее, когда охранные системы халтурно монтируют профессиональные установщики, которым автовладельцы доверяют.
При покупке машины в автосалоне владельцу обычно предлагают сразу же оснастить ее сигнализацией, аудиоаппаратурой и другим дополнительным оборудованием. Но мало кто из автолюбителей знает, что в автосалонах зарплата мастеров зависит не от качества работы, а от количества смонтированных систем. Чем больше машин он обслужил, тем выше зарплата. Надо ли объяснять, как эта система сказывается на качестве работы. Между тем грамотный монтаж сигнализации требует как минимум пяти часов - надо разобрать панель приборов, чтобы установить блок и датчики в сухое место, вплести провода системы в штатные жгуты электропроводки, сделать в труднодоступном месте обрыв элекропитания двигателя, пропустить провода в двери и установить электрозамки. Если же за день мастеру приходится оборудовать четыре-пять машин, технология нарушается: электронный блок засовывают под панель приборов (а иногда на пол под ковролин), там же делают все соединения, провода к электрозамкам дверей пропускают не через гофрированный резиновый шланг, а просто выводят из салона и прижимают обшивкой двери.
Расчет автосалонов, где установка охранных систем поставлена на поток, крайне прост - качественная сигнализация, даже халтурно смонтированная, года полтора проработает, а дальше гарантийные сроки истекут, и хозяину машины либо придется оплачивать ее ремонт, либо устанавливать новую. Но главное, что многие автовладельцы вынуждены идти на поводу у автосалона - если сигнализация установлена в другом месте, теряется гарантия на весь автомобиль. Владельцев отечественных машин этим не испугаешь, а у покупателя иномарки часто просто нет выбора. Вот и получается, что за охранную систему берут втридорога, да еще и ставят с нарушением технологии.
Вот иллюстрация: зимой на «АБС-сервис» обратилась хозяйка Suzuki Baleno - «захандрил» Clifford Cyber-9, за который она полтора года назад заплатила чуть меньше тысячи долларов.
В салоне, продавшем машину, сказали, что систему надо менять (можно лишь удивляться, почему на Clifford не дали пожизненную гарантию, как это принято). Предложенные сигнализации стоили дорого, и хозяйка отказалась. На «АБС-сервисе» систему заменили на недорогую новую и заодно установили причину выхода из строя прежней: дорогая и высококачественная сигнализация… лежала в луже воды под ковролином в ногах водителя. Ни блокировки электроцепей двигателя, ни датчик удара к ней подключены не были. Она только управляла замками и включала сирену, когда открывали дверь.
Впрочем, сигнализация - всего лишь пассивная система защиты. И если она ломается, машина «всего лишь» остается без охраны. Но если из строя выходят активные системы защиты (электрошоковые коврики и блокираторы руля, дымовые пушки), вред может быть нанесен не только автомобилю, но и его владельцу. Представьте себе, что некий халтуршик неправильно подключил или ненадежно скоммутировал, скажем, устройство «Дракон», которое при попытке угона наполняет салон слезоточивым газом. Режим охраны включается и выключается тумблером. Если после открытия двери в течение 30 секунд «Дракон» не отключить, придется поневоле поплакать.
А чтобы владелец не забыл отключить систему, после открытия двери раздадутся сигналы клаксона. Теперь представим самую банальную ситуацию - развалилось соединение между системой и клаксоном. Уставший автовладелец, забыв переключить тумблер, заводит двигатель и получает в лицо порцию «черемухи». Хорошо, если это крепкий мужчина, которому хватит сил выбраться из салона, а если это хрупкая женщина со слабым здоровьем? Словом, берясь за установку сложных электронных систем, мастер должен осознавать уровень своей ответственности. Увы, понимают это далеко не все. Резюме простое: покупая автомобиль и подбирая для него средства защиты, не забудьте выбрать сервис-центр, на котором вам смогут их действительно грамотно установить и дать гарантию.


Партнеры:
  • вентиляторы промышленные основа любой системы искусственной вентиляции.