DRIVING BY INSTINCT!

Алексей Мочанов

Представьте себе, что пол автомобиля совершенно ровный. По полу катается большой тяжелый шар — это вес машины и те силы, которые действуют на нее во время движения с поправкой на инерцию. Руль, педали и рычаг переключения передач нужны для того, чтобы контролировать движение шара, который в свою очередь кардинально влияет на поведение автомобиля и его управляемость. Хочешь понять и разобраться? Тогда — на лед!

ОСНОВЫ «СКОЛЬЗКОЙ» ЕЗДЫ: ТОРМОЗИТЬ ТОЛЬКО НА ПРЯМОЙ; ВСЕГДА, ПРЕЖДЕ ЧЕМ ПОВЕРНУТЬ, СБРОСИТЬ ГАЗ, ЧТОБЫ НАГРУЗИТЬ ПЕРЕДНИЕ КОЛЕСА;
ВСЕ ДВИЖЕНИЯ —ПЛАВНЫЕ И МЯГКИЕ, КАК ВО ВРЕМЯ ЭРОТИЧЕСКОЙ НОЧИ С ЛЮБИМОЙ ЖЕНЩИНОЙ,
«ОДНО РЕЗКОЕ ДВИЖЕНИЕ — И ВЫ ОТЕЦ!» (ЖВАНЕЦКИЙ)

Пилоты и инструкторы экстра-класса для объяснения езды используют только им ведомые образы и аллегории. Бездушному компьютеру ничего не стоит разложить каждый старт с места или поворот на математические составляющие. Человек за рулем ищет возможность понять, что он делает и что нужно делать, чтобы быть быстрее компьютера. Для кого-то автомобиль в движении — это шар, для кого-то — катер, кому-то понятнее авиационная модель, а один наш знакомый чемпион России охотно рассказывает про подвешенный на длинной леске кирпич и управление вращением физического тела, стремящегося отклониться от заданной траектории движения под действием центробежной силы и инерции, помноженной на несовершенство скоростной стенограммы дороги… Идеальная возможность познать азы и принципы езды — выехать на лед. Все, что происходит с машиной на замерзшей глади озера при скорости 50 км/ч, случится с машиной и на асфальте, только на скорости в три раза большей, когда полуторатонный источник повышенной опасности будет ежесекундно пролетать около сорока метров.
Третий год подряд мы выезжаем на зимние тренинги в заполярную Финляндию. Audi Driving Experience — самое старое и авторитетное европейское учебное заведение такого рода. Зимние спецкурсы в Скандинавии и Австрии рассчитаны на любой уровень первоначальной подготовки, но оптимально, конечно, идти от простого к сложному. От площадки с конусами к 9-километровой экзаменационной трассе в окрестностях лапландского Муоньо. Главный посыл — учитесь, где и когда это только возможно. Ибо спасший хотя бы одну человеческую жизнь уже спас все человечество.

Самое страшное и неприятное событие для простого водителя в дороге — это скольжение. Не важно, что и куда несет — переднюю ось наружу или заднюю в обход передней. Кончается это чаще всего либо на дереве, либо в заборе, либо, не дай Бог, на встречной полосе. Самый простой способ прекратить скольжение на автомобиле с механической коробкой передач — мгновенно выжать педаль сцепления и минимальной коррекцией рулем удержать машину на нужной траектории движения. Крайний случай — как говорят англичане — «If you spin, both feet in!!!» Если вас начало вращать, прыгайте одновременно на педали сцепления и тормоза что есть сил (на «автомате» — просто на тормоз) и ждите положительного результата. Идеальный вариант — не доводить машину до скольжения, всегда выбирая чуть меньшую скорость движения, чем позволяют ваши навыки и дорожные условия.
Диаграмма Камма наглядно демонстрирует, каким образом можно остаться в границах сцепления колеса с дорогой во время движения в повороте (результирующая не должна выйти за круг, радиус которого задан силой сцепления). Очевидно, что есть всего два способа вернуть колесу способность держаться за дорогу, а не скользить: либо сбросить газ (уменьшить тяговое усилие), либо УМЕНЬШИТЬ угол поворота рулевого колеса. Всегда довольно тяжело психологически в правом повороте подруливать влево, чтобы все-таки повернуть направо. Нужно выехать на площадку, попробовать, убедиться, что это работает и помнить об этом всю свою водительскую жизнь. Но сбросить газ всегда проще. На схемах распределения сил в переднем, заднем и полном приводе становится очевидно, что при симметричной схеме Quattro запас по скорости в повороте по сравнению с моноприводом составляет 1,23 единицы. То есть на полноприводной Audi водитель может преодолеть поворот на 123 км/ч, в то время как «двулапая» «максималка» — «всего» 100. Не забывайте — полный привод нужен не для того, чтобы ехать 200 там, где все едут 100 и боятся! А чтобы ехать 100 км/ч, как все, и даже не напрягаться!
Памятка водителям, которые думают, что уже все умеют.
Никогда не отключайте на обычной дороге при движении в потоке вспомогательные электронные системы автомобиля! Современные системы стабилизации курсовой устойчивости выполняют за вас работу, по объему и качеству сопоставимую с навыками гоночного мастера спорта международного класса с высшим педагогическим образованием!
Резвиться, самоутверждаться и повышать свой «скользящий» уровень можно и нужно только на закрытых для общего пользования дорогах, площадках и полигонах. Лучше под присмотром и руководством опытного инструктора. Чаще всего за немалые деньги, но любая авария наглядно демонстрирует, где и в чем тут реальная экономия… Основа грамотной езды — правильная посадка.
Сидеть за рулем нужно вертикально, максимально низко (насколько позволяет рост) и отрегулировать сиденье так, чтобы не отрывая спины от спинки сиденья спокойно дотягиваться до рычага переключения передач, находящегося в положении «пятая передача».
Положение рук на руле — на 9 часов и на 3 часа. Для выполнения большинства поворотов в городе на современном автомобиле руки с руля не снимаются и руль не перехватывается.
Рулите прогрессивно! Что это значит? Скорость поворота рулевого колеса должна увеличиваться по мере увеличения угла его поворота.
Никаких резких движений! Правильное торможение — одно из основных упражнений на курсах контраварийной подготовки. При экстренном торможении на машинах с системой ABS (антиблокировочной системой тормозов) тормозить всегда нужно «в пол», прыгая на педаль тормоза одновременно с педалью сцепления (если коробка — не «автомат»).
При простом нажатии на педаль тормоза усилие на ней — всего 15 килограммов. При «прыжке» — 50 кг.
Дальше тормозной путь зависит только от того, обули ли вы шины по погоде и сезону.
Наши рекомендации — зимой в России всегда пользоваться шипованными покрышками.
Акустический дискомфорт не стоит и метра тормозного пути на снегу или льду! А на зимнем асфальте просто помните, что вы на шипе, и тормозить нужно всегда немного заранее.
А лучше — сильно не разгоняться…


Партнеры:
  • Авторемонт ремонт и обслуживание автомобилей.