Свет и безопасность

Как все-таки странно смещено все в человеческом сознании! Мы слышим в теленовостях, что в Чечне от рук бандитов погибли 30 омоновцев - и сердце сжимается от боли. Мы до сих пор не можем простить правительству СССР Афганской войны, на которой погибло 15 тысяч солдат… И создаются какие-то комитеты, ведутся расследования, объявляются слушания… Солдатские матери бьют в набат и требуют, чтобы все погибшие были названы поименно… И это понятно, и это правильно!
Но там, на войне, гибнут военные люди. Они служат, они выполняют приказы, они делают свою работу, которая так и называется - война. И человек, надевший форму и погоны, так или иначе, уже принимает на себя тяжелый груз ответственности и готовности убивать других - и погибать самому.
Но рядом с нами без взрывов и выстрелов ежедневно и ежечасно идет другая, более страшная война, в которой погибают мирные люди, дети, женщины, старики, бизнесмены, артисты, спортсмены… Каждый год на дорогах России гибнут около 30 тысяч человек. Это все равно, что ежегодно стирать с карты страны один районный город! А ведь еще почти 150 тыс. человек получают ранения на дорогах!
Ужасают сами эти цифры. Но еще больше ужасает наше общее неадекватное к ним отношение.
Что происходит с нашим сознанием? Почему боль от гибели десятка военных людей оказывается сильнее боли от нелепой гибели сотни мирных граждан?
Почему езда по дороге все больше напоминает езду по кладбищу - так много венков и крестов выросло рядом с обочиной?
Почему… Впрочем, эти «почему» можно задавать бесконечно.
На некоторые вопросы ответы мы знаем: затянувшаяся на годы перестройка, политическая неразбериха, утрата моральных ценностей и ориентиров… Ответы на другие еще нужно искать сообща.
Но вот, кажется, впереди забрезжил свет. Россия начинает выходить из затянувшегося штопора. И один из признаков этого - создание Федеральной программы Безопасности дорожного движения. Значит, хроническая боль беспокоит не только нас.
Мы просим извинить за столь эмоциональное и долгое вступление и за эти рассуждения, казалось бы, довольно странные для технического журнала.
Но без них было бы трудно объяснить, почему мы хотим начать цикл материалов, посвященных светотехнике автомобиля.
Между тем связь тут самая прямая.
Огромное количество аварий происходит из-за того, что не были отрегулированы фары, не работали указатели поворотов или стоп-сигналы; оттого, что фары и фонари были заляпаны грязью; оттого, что дополнительные фонари были установлены не те и не так…
Между тем, - давайте вспомним, - буквально на нашей памяти в светотехнике автомобиля произошли настолько разительные перемены, что их нельзя оставлять незамеченными. Так, на наших глазах на смену обычным лампам в фарах головного света пришли галогенные лампы, а теперь и им на смену устремились газоразрядные (ксеноновые). Удивительным образом меняются отражатели и рассеиватели. Противотуманные и дополнительные фары не ставит только самый ленивый. Появились «вечные» фонари на светодиодах - и слово вечные тут можно с чистой совестью освободить от кавычек…
Но все такие изменения прописаны в определенных правилах, соблюдать которые обязаны не только производители светотехнического оборудования, но и те, кто непосредственно этим оборудованием пользуется.
При этом правила, о которых идет речь, едины для всех стран, входящих в Европейский союз, и примкнувших к Женевскому соглашению 1958 года. Такое единство взглядов позволяет этим странам оптимально использовать средства на научные исследования, поскольку цели исследований едины; повышает степень унификации изделий и тем снижает производственные затраты и раздвигает торговые горизонты.
На сегодняшний день уже 37 стран мира, включая Японию, присоединились к Женевскому соглашению. Из действующих 109 Правил, касающихся конструкции автотранспортных средств и их оборудования, разработанных и введенных в рамках этого соглашения, 37 Правил относятся непосредственно к приборам освещения и световой сигнализации. Это составляет 34% от всех Правил. Что убедительно свидетельствует о важности темы и подтверждает, насколько мы правы в своей обеспокоенности проблемой.
Анализ количества Правил, распространяющихся на отдельные виды автотранспортных средств (АТС), показывают, что число Правил на световые приборы (освещения и сигнализации) в отношении ко всем Правилам на средства активной безопасности по видам АТС колеблется в интервале от 75 до 89,5%. Это хорошо видно из таблицы. Из нее же следует, что световые приборы, занимают ведущее место среди средств безопасности конструкции АТС. Россия, в числе первых стран присоединившаяся к Женевскому соглашению, очень активно участвует в деятельности Комитета по внутреннему транспорту (КВТ) ЕЭК ООН, в частности -в группе докладчиков по освещению и световой сигнализации (GRE).
Благодаря активной деятельности российских экспертов в GRE и других структурах КВТ удалось гармонизировать подавляющее число российских стандартов с Правилами ЕЭК ООН. Это касается, в частности, количества и размещения с учетом геометрической видимости световых приборов (Правило 48), установки на АТС дублирующих и дополнительных световых приборов (предполагается включить в то же Правило 48); разработки пучка ближнего света основных фар, - по ним предполагается введение нового Правила. В GRE рассматривается вопрос о введении задней и боковой светоотражающей сигнализации на большегрузных и длиннобазных автомобилях (Правила №№ 69, 70 и новое Правило № 104).
В России разработан и с 2000 года начинает поэтапно вступать в силу соответствующий национальный стандарт, и в НАМИ и на Центральном автополигоне в г. Дмитрове проводятся испытания названных светосигнальных устройств.
В связи с появлением уже упомянутых выше маломощных источников света - высокоинтенсивных светодиодов - в структурах КВТ ЕЭК ООН принято изменение Правил, касающихся наружных фонарей автомобилей с учетом конструкции, учитывающей специфику светодиодов.
В России это направление нашло отражение в разработке дополнительного фонаря торможения на светодиодах, запатентованного, доведенного до стадии опытного образца, прошедшего испытания и соответствующего Правилу № 7 ЕЭК ООН.
За последние годы на сессиях GRE экспертами сделано немало предложений по перспективным осветительным и светосигнальным системам.
К ним относятся, например, новые системы переднего освещения AFS, главная идея которых - устранение дискомфортного воздействия на глаза света встречных фар при одновременном улучшении видимости в больших углах в горизонтальной плоскости и на поворотах.
Предложена также новая система, обеспечивающая работу штатных фонарей торможения совместно с устройствами контроля адаптивной скорости (АСС). Идея ее состоит в том, что автомобили могут автоматически поддерживать между собой заданную дистанцию безопасности. Можно, наконец, упомянуть и еще об одной идее, - о разработке системы сигнализации опережающего торможения. С помощью этих устройств можно обеспечить зажигание некоего добавочного фонаря, который должен в экстренных ситуациях загораться раньше штатных фонарей.
Мы надеемся, что из всего сказанного можно сделать однозначный вывод о важности систем освещения и световой сигнализации в деле обеспечения безопасности дорожного движения.
А каждую отдельную составляющую этой большой темы мы подробно рассмотрим в следующих публикациях.


Анализ количества Правил ЕЭК ООН,
касающихся конструкции ТС (по видам ТС)

Вид ТС

Общее количество Правил по конструкции (Nобщ.), касающихся ТС данного вида

Количество Правил по активной безопасности (Nаб), касающихся ТС данного вида

Количество Правил по световым приборам (Nсп), касающихся ТС данного вида

Про-центные отношения Nаб/Nобщ.

Nсп/Nаб

Легковые а/м

50

28

21

75%

42%

А/м для коммерческих перевозок и прицепы к ним

45

29

24

82,50%

53%

ТС общего пользования

39

27

22

81,50%

56,40%

Мотоциклы

25

19

17

89,50%

68%

Мопеды

14

10

8

80%

57%

Партнеры:
  • купить ламинат
  • Заходи, строительство домов.