ПОЛНЫЙ X-ICE

Владимир Смирнов

Хорошо живется компании Michelin! И тебе шины всех сортов и типов делают, и путеводитель по ресторанам с присуждением звездности выпускают. И даже зимний полигон за полярным кругом у «мишленовцев» имеется! Так, на всякий случай. Чтобы не одалживаться. Туда, в Ивало, на север Финляндии, мы с вами и отправимся.

Те, кто бывал в Финляндии, подтвердят — процветание этой единственной страны, сопоставимой с нашей родиной по климату, доказывает, что ссылки на плохую погоду и «критическое» земледелие, по меньшей мере, лишь оправдание нашей собственной лени. А финны, несмотря на свою неспешность и сдержанность, занимают в рейтингах качества и продолжительности жизни первые строчки. И при этом ни капли халявной нефти! И ни грамма коррупции! Зато море социальных благ и высокая самодисциплина. Именно в Суоми штраф за нарушение ПДД берется как доля от совокупного дохода. И известно немало историй, когда местных олигархов наказывали на десятки тысяч долларов за превышенный всего на 30 км/ч скоростной режим. А что — справедливо! В условиях кристально-прозрачных денежных отношений именно так можно повлиять на поведение отдельных не-есозна-аттельных фи-иннскихх воддиттеле-ей.

И совсем уже необсуждаемая здесь тема — сезонная смена покрышек. С 1-го ноября по 31-е марта по закону положено использовать только зимнюю резину. И никому в голову не придет сэкономить на столь важном мероприятии, как «переобувка». Потому что автомобиль — источник повышенной опасности, и зимой, без подходящих шин, он подобен заряженному пистолету в руках у пьяного психа, пусть даже и движущегося крадучись. И главный вопрос не в смене резины, а в том, какую предпочесть. И в первую очередь, с шипами или без.

С каждым годом появляется все больше аргументов в пользу именно нешипованных шин. Это и немудрено — прогресс здесь особенно очевиден. Теперь их сцепные свойства на скользком покрытии почти сравнялись с «подкованной» резиной, а посуху они и так сохранили свои преимущества — куда лучшее сцепление, низкий уровень шума, экономичность. Стоит учитывать, что во всей Европе, за исключением Скандинавии и России, шипы под запретом. Причина чисто экологическая — высекаемая крошечными «копытцами» канцерогенная асфальтовая пыль, помноженная на миллионы автомобилей (сотни шипчиков на каждом), и неисчислимые обороты колес здорово загрязняют атмосферу.

В гамме концерна Michelin — одного из европейских шинных грандов, безусловно, имеется и «шиповка» и «нешиповка». Но последняя, как и было сказано, актуальнее. Именно поэтому на рынок выдвигается новейшая модель — Х-iсе. Она сменяет предшественницу — хорошо известную Мaxi-ice. Работа над новинкой шла три долгих года, и, наконец, продукт готов и представлен прессе.

В чем основной секрет Х-iсе? А что, вообще, можно придумать — очередной, суперсовершенный рисунок протектора? И его тоже. Здесь имеются и высокоэффективные Z-образные ламели (мелкие прорези), и острые, «злые», как у пилы, края с выраженными зазубринами (очень важны при «вгрызании» в сугробы), и более квадратное пятно контакта с дорогой. Но все же, главное не это.

Основная «фишка» Х-iсе — состав резины. Вот удивили! — скажете вы. Каждый крупный производитель шин нанимает лучших специалистов, создает ультрасовременные лаборатории и внимательно следит за всеми новинками автохимии. А служба безопасности бдит, чтобы уберечь производство от промышленных шпионов, и пресечь утечку информации. Весь вопрос — как найти компромисс между мягкостью и жесткостью. Мягкая шина, за счет податливости и липкости имеет куда лучшие сцепные свойства, и, как свеженький ластик, тормозится даже об лед. Но, чем мягче состав резины, тем больше потерь на трение, а значит, хуже динамика и выше расход топлива. Главное же, существенно повышается износ. А теперь скажите — нужен ли вам даже самый совершенный комплект колес, если после первой же зимы его из-за «лысости» придется сдавать в утиль? А чем резина тверже и практичнее, тем меньше ее качества отвечают требованиям, предъявляемым к зимней эксплуатации. Жесткие покрышки еще больше задубеют при отрицательных температурах, и никакие «зубья» и «шашки» не помогут вам сократить тормозной путь. Как же достичь компромисса? Похоже, Michelin первая решила задачу с двумя неизвестными и на круг опередила конкурентов. Все оказалось очень «просто». Состав резины протектора Х-iсе заметно мягче традиционного для зимних нешипованных покрышек. Но по мере воздействия давлением в поверхностном слое ломаются молекулярные связи, и зона контакта становится гораздо более жесткой, чем «подложка». Вульгарно говоря, по мере износа верхний слой стирается, а следующий за ним, выходящий на поверхность, снова «приминается» и приобретает качества твердой резины. Но поскольку молекулы ломаются на глубине микронного порядка, то в целом покрышка проявляет качества мягкой, «сыроватой» резины.

Если уж журналистов повезли на заполярный полигон, значит, французским шинникам было чем хвалиться. Бедные южане, зябко кутаясь в дубленки и пуховики, возбужденно восклицали: на улице 12 градусов ниже нуля! Снисходительно улыбаясь, наш народ гордо гулял нараспашку. Ведь в Москве в конце зимы было еще холоднее. К чести хозяев, они предложили вполне убедительное сравнение — со своей же моделью предыдущего поколения Махi-iсе. Зачастую, в схожих ситуациях, организаторы немного мухлюют, предлагая протестировать предмет своих последних зимних достижений на фоне чужих, но летних (!) покрышек! А «мишленовцы» дали возможность честно сравнить комплекты «макси-айса» и «икс-айса» на одних и тех же моделях новых машин. И я вам скажу, все видно невооруженным глазом. И «ледовые» и «снежные» свойства легко проверяются в какой-то паре тестов. «Тупой» разгон до определенной, фиксированной скорости, и тормоз в пол, только щелчки АБС слышатся. Меряем. Не буду загружать вас цифрами, ведь автомобили имеют разный вес, шины — разный размер, а покрытие — разный коэффициент сцепления. Но с полной ответственностью подтверждаю — по результатам нескольких заездов новая модель стабильно позволяла отыгрывать по два-три метра тормозного пути. Вторая объективная проверка — прохождение ледовой змейки на время. Из конусов выставляется трасса фигурного вождения произвольной формы. На старт, внимание, марш! Секундомер повел свой отсчет, а водитель повел борьбу с умом. Ведь тут, как с Президентом, надо выбирать сердцем. Важно проезжать максимально близко от конусов, чтобы уменьшить путь и амплитуду, и не сбивать их — штраф пять секунд! И особенно трудно умерить свой пыл при прохождении разворота в конце дорожки. Медленно катиться по голому льду рациональнее, чем проходить вираж заносом и потом снова долго разгоняться. Разгоняться, опять-таки, следует без пробуксовки, чтобы не терять драгоценные доли секунд. И в конце трассы торможение в «боксе», также помеченном конусами, лишь на полметра превышающем длину автомобиля. Выкатился — снова штраф. Снимается время, и — следующий пошел! На этом этапе проверка опять показала, что Х-iсe с легкостью отыгрывает у предшественницы столь значимые секунды. Мне эти секунды тоже дались с большим трудом, но вынужден похвалиться — ваш покорный слуга привез-таки первое место среди нашей журналистской группы, куда входили и более опытные «ездуны». И в конце программы я даже получил небольшой приз в виде «мишленовского» фирменного секундомера из рук знаменитого эстонского раллиста Марко Мяртина! Мы с Х-ice победители!

Наивысших результатов в ралли достиг единственный выходец с территории нашей бывшей российско-советской империи — эстонец Мяртин. В категории WRC он выиграл две сложнейшие гонки 2003 года — «1000 озер» и «Акрополис». А сейчас он катал нас по льду на гражданской «Вольво», обутой в X-ICE. Меня впечатлило — я даже пожалел, что завтракал тем утром, хотя и обошлось, а молчаливый Марко лишь улыбался…


Партнеры:
  • огнезащитная краска для воздуховодов