Полтинничек

В последнее время появились слухи о скором введении в населенных пунктах нового ограничения скорости — 50 км/ч. Поднялась дискуссия, в которой обе стороны солидарно высказали несогласие с предполагаемым изменением правил. Спорящие лишь с разным градусом недовольства выдвигали и раскладывали по полочкам все новые аргументы «контра» и популярно объясняли причины своего законного недовольства. А вот «за» почему-то никто не высказался…

Видимо, непопулярную точку зрения придется высказать мне — заведомо зная, что автоматом попаду под град проклятий и обвинений, я тем не менее должен высказать полное согласие с предполагаемым ограничением. Для начала предлагаю проанализировать аргументы любителей быстрой езды. А и вправду — какой русский (татарский, еврейский)…

Первые возмущенные вопли донеслись со страниц желтой прессы и, особенно, из радиоэфира, где самоуверенная некомпетентность так и прет из каждой высказанной фразы. Та сальная хамоватость и провинциальная беспардонность, что раньше гуляла и висла в ушах в многочисленных очередях и трамвайной давке, теперь стала проявлением «демократии и свободы слова». И к ужасу оказывает довольно сильное воздействие на незрелые умы значительного большинства сограждан. Теперь каждая полуобразованная девочка, работающая под кайфом в прямом эфире, стремится, еле излагая по-русски свои мысли, объяснять нам, какие правила стоит соблюдать, а какие «на фиг не нужны».

Оппоненты считают, что нынешний скоростной лимит в 60 км/ч, введенный в СССР в середине 80-х, сейчас устарел — автомобили стали мощнее, тормоза эффективнее, а реакция водителей быстрее в силу заметно возросшего потока информации, который заставляет нас постоянно быть начеку. Что ж, нельзя с этим не согласиться. Одно очко у противников «полтинника» есть. Еще нам говорят, что устрожение любых ограничений приводит к существенному росту нарушителей. Представьте себе крайний случай, ситуацию, доведенную ad absurdum: прямая, пустая, скоростная автомагистраль, где впору ехать за «сотню», и вдруг там стоит знак «30». Ясен перец, никто соблюдать этот запрет не будет, особенно, если ГАИ на горизонте не вырисовывается. Называется это — «необоснованное ограничение», необходимое лишь сборщикам штрафов, и работает оно крайне малоэффективно. А если будет выставлен «восьмидесятник», то, глядишь, многие поостерегутся разгоняться быстрее, ибо выигрыш времени, полученный от нарушения, уже не будет столь велик. А если, скажем, повсюду повесить «кресты» — парковка запрещена, то и на них попросту не будут обращать внимания — что, собственно, и происходит. Да, в Москве не так уж мало мест, где ограничение «60» выглядит как издевательство и повод нажиться на водителях. Взять хотя бы Третье транспортное кольцо или другие участки дорог, построенные по «евростандарту», где перекрестки и светофоры отсутствуют как класс, а «пешим ходам» предложены регулярно расположенные тоннели. Второе очко вам, оппоненты! 2:0.

А чем же ты, Смирнов, будешь нас убеждать? Опять сошлешься на европейский опыт? Да, сошлюсь, и легко! В цивилизованных странах (прочь кавычки!) единый городской лимит — 50 километров в час. Теперь, когда в границах EU оказались и многие бывшие соцстраны, от самой Атлантики до нынешней российской границы, повсюду, проезжая через города, поселки и крохотные деревушки, вы обязаны «снижаться» до «полтинника». Никаких других вариантов здесь не существует. Превышение скорости в населенном пункте — один из тяжелейших дорожных грехов. Но это отнюдь не означает, что, прорываясь за один удар от Лиссабона к Вильнюсу, вы хоть раз въедете под знак «населенный пункт». Во всем мире уже лет семьдесят как принято прокладывать сквозные, скоростные дороги вне поселений. А там, где объезд невозможен, — строят трассу так, чтобы она имела все развязки исключительно в нескольких уровнях. И никакому самому бдительному перестраховщику не придет в голову устанавливать на скоростной дороге низкий городской лимит. Минимум будет «80» в красном кружке, а скореe всего, и больше. По тому же принципу построены не только сквозные, транзитные магистрали, но и многие ключевые внутригородские артерии.

Итак, с этим понятно. Общее ограничение предусматривает соблюдение режима там, где нет дополнительных, повышающих (или понижающих) указаний. А вот почему именно 50? Ответ, по сути, лежит на поверхности. Если вы не забыли физику за седьмой класс, то знаете, что тормозной путь автомобиля пропорционален квадрату скорости. Следовательно, при увеличении темпа на 20% на полное замедление, соответственно, уйдет на 44% метров больше. А едучи в полтора раза быстрее, «на тормозах» проползете в 2,25 раза больше. В режиме плотного потока на широком проспекте еще можно, с некоторой натяжкой, рассчитывать на взаимное понимание водителями всей окружающей обстановки. Ведь в реальности никому же неохота «биться», даже тем, кто ежесекундно нарывается на конфликт. А на маленьких улoчках и проездах, где физически невозможно повсеместно ввести ограничения или установить знак «жилая зона», «летчики» имеют законную возможность двигаться 60. При этом они возмущенно дудят и гневно жестикулируют в адрес тех, кто посмел высунуться на главную дорогу или (вот наглецы!) попытались перейти узкую улицу возле дома. Среднестатистический отечественный водитель чертыхается на маму с коляской, что пытается воспользоваться пешеходным переходом «зебра», когда машины идут бампер в бампер: «Блин, не видит, что ли, куда прет? Прямо под колеса лезут, сукины дети». Это совковое, пренебрежительное к человеческой личности отношение было всегда — обратите внимание на дорожные реплики в старых фильмах. Только прежде автомобилей было на порядок меньше, а водитель имел куда как более реальные шансы получить прокол в «правах». А там и до лишения недалеко. А теперь, пусть не пятый, так десятый проезжий притормозит и морганием или жестами пропустит пешеходов на ИХ дорожке. Или выезжающего со второстепенной, которому тоже надо бы проехать. Но в большинстве случаев на хвосте у нормального водителя (чувствующего себя джентльменом в стране варваров) оказывается быдло, в припадке ярости давящее на гудок и дальний свет: «Ты че, уснул? Так мы тебя, лошок, разбудим». Так вот, с меньшей скорости выполнить подобное замедление много легче и проще. А для полной остановки в 65% аварий не хватило лишь одного метра!

Что касается темпа передвижения по городу, задыхающемуся от пробок, то известно, что средняя скорость днем не превышает 15—20 км/ч. Если отобразить типичный темп передвижения легкового автомобиля, то это будет рывок на первой до сорока, дальнейший резкий набор на второй до семидесяти, плавный переход на третью, кратковременная стабилизация скорости и торможение по нарастающей перед красным светофором или «хвостом» скопившегося впереди транспорта. Самое интересное, что финальную точку с момента «низкого старта» в 95% случаев видно невооруженным глазом, а значит, разгон был предпринят лишь для удовлетворения собственных амбиций: «ах, как я крут, какая у меня тачка, какой красивый я и песенка моя». Поток, с неистребимым упорством подначивая друг друга, маниакально устремляется вперед, чтобы преодолеть лишние несколько сотен метров на пять секунд быстрее. А что если сделать то же самое чуть помедленнее? Итог будет как минимум тем же, опоздать на следующий промежуточный финиш невозможно! Разве что удастся сэкономить горючее и тормозные колодки. Да и перегрузок для вестибулярного аппарата поменьше, и вы не будете выглядеть столь мелко-суетливо в попытках опередить соседа на полкорпуса. Скажу даже более того — исследования показывают, что чем меньше внезапные перепады скорости внутри потока, тем выше средняя скорость самого потока! Представьте себе — если машины разгоняются дольше, то они проезжают свободный участок за большее время, и в конце его появляются шансы продолжить движение без полной остановки, а лишь с некоторым замедлением, поддерживая общий темп не с нуля, а скажем, с 10 км/ч.

Попробуйте поездить поплавнее. Уверяю вас, это сбережет нервы. А езда на пределе скоростных возможностей по узким, «жилым» улицам, где полно людей, переходящих дорогу, а зачастую маленьких пешеходов, не затравленных еще агрессивной обстановкой, — преступление. И боюсь, рассчитывать лишь на самодисциплину здесь не приходится. Нужны и административные меры воздействия. И не стоит водителям жаловаться на ущемление «неотъемлемых» прав погонять вволю и ссылаться на Женевскую конвенцию. Потому что обязанности превыше прав и выполнять их не так уж и трудно! Что и делается жителями Европы в своем подавляющем большинстве. Ведь так хотелось бы причислить себя к европейцам! А вам?