Вместе против коррозии. Часть 2

Итак, арсенал мастера антикоррозионного участка… Сегодня мы ознакомимся с так называемым «гаражным» оборудованием и некоторыми полезными приборами - тем более, что их рекомендуют ведущие производители антикоррозионных материалов.
«Гараж» - что в слове этом…?
В прошлый раз мы разделили антикоррозионное оборудование на две группы: профессиональное и гаражное. И сразу же подчеркнули, что ранжирование это весьма условно.
Разница в следующем: профессиональное оборудование качает материал из больших емкостей (чаще всего из двухсотлитровых бочек), увеличивая подаваемое на вход давление во много раз. Распыление проводится как воздушным, так и безвоздушным методами. А в так называемом «гаражном» варианте материалы подаются в пистолет из фирменных литровых баллонов либо из пистолетных бачков под давлением, развиваемым штатным компрессором (как правило, это 6-8 бар). Кроме того, известны установки с одним либо двумя двадцатилитровыми баллонами (для обработки скрытых полостей и днища), оснащенные насосами 1:1 («один к одному»).
Итак, отличительная черта гаражного оборудования - это безвоздушное распыление под магистральным давлением. Сказывается ли это на качестве обработки? На подобные вопросы все ведущие производители антикоррозионных материалов отвечают одинаково: нет, не сказывается. Необходимая толщина пленки обеспечивается как профессиональным, так и гаражным наборами. Скажем больше, не исключен и такой вариант: квалифицированный мастер, орудуя гаражным комплектом, способен защитить кузов лучше, нежели его неопытный коллега, во-оруженный профессиональной оснасткой 1:3 или 1: 26.
Другое дело, что работать с гаражным комплектом хлопотнее (об этом чуть ниже), да и производительность не столь высока. Зато гаражное оборудование существенно дешевле. Словом, как это часто бывает, теряя в одном, выигрываем в другом.
Но так или иначе, гаражное оборудование не следует отождествлять с чем-то дилетантским, любительским, второсортным. Правильная его оценка такова: это разновидность профессиональной оснастки, адресованная неспециализированным сервисам. Такие станции, как правило, защищают от коррозии от одной до трех машин в день, а в оставшееся время выполняют ремонтные работы другого профиля.
Дорого-дешево…
В прошлой статье автор действовал по пословице «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». И сегодня он решил поступить точно так же: фоторяд с подробными комментариями к Bашим услугам, читатель.
Как уже говорилось, при использовании гаражной оснастки, распыление материала производится либо из фирменного баллона, либо из пистолетного бачка. Что предпочтительнее? Рассмотрим оба варианта.
Пистолеты, работающие с литровыми баллонами, как правило, дешевле, и орудовать такой оснасткой сподручнее - прикрутил баллончик, израсходовал содержимое, выбросил, прикрутил следующий… Все бы хорошо, да вот пустые баллончики надо утилизировать, да и материал за единицу объема выходит дороже - так всегда бывает с малыми расфасовками.
Что ж, тогда будем приобретать двухсотлитровые бочки, заправлять из них пистолетные бачки… Да, в этом случае материал будет обходиться дешевле, но вот беда - появятся дополнительные хлопоты по его перекачке, да и сама оснастка подороже встанет…
Так что придется нам ограничиться самыми общими рекомендациями: при выборе гаражной оснастки надо исходить из конкретных условий сервиса или участка. Выбор этот сегодня огромен - на представленных фотографиях уместилась лишь малая часть гаражного «арсенала». Но безнадежных положений не бывает - в выборе помогут фирмы-партнеры нашего журнала, названия которых перечислены в конце статьи.
Мы еще не раз вернемся к насосам, пистолетам и насадкам. А пока займемся следующим вопросом…
Если сверлить - то как?
Что еще может понадобиться мастеру, вооруженному профессиональной или гаражной антикоррозионной оснасткой? Специальные сверла! Ведь для обработки труднодоступных точек кузовных панелей (а таковые имеются, например, в дверях) фирменные технологии предусматривают сверление отверстий диаметром 10 или 12 мм.
И здесь требуется небольшое отступление. Дело в том, что эта операция включена отнюдь не во все системы антикоррозионной защиты. Так, технологии обработки кузова материалами Dinitrol, Mercasol и Tectyl требуют сверления отверстий, а Waxoyl и Soudal - нет. Выслушаем обе стороны.
«Без дополнительных отверстий качественное распыление невозможно, поскольку в кузове много недоступных зон», - говорят одни.
«Заводских технологических и дренажных отверстий достаточно, факел достигает самых укромных мест. Кроме того, при упразднении этой операции человеческий фактор сводится к минимуму, да и клиента сверление кузова раздражает. А при конвейерной антикоррозионной обработке сверление вообще недопустимо», - возражают другие.
Автору не хотелось бы сейчас дискутировать на эту тему. Однако в любом случае рассказать об упомянутой операции необходимо - если уж сверлить, то не «абы как», а правильно.
На технологических картах антикоррозионной обработки кузова места сверления отмечают специальными значками. Эти ориентиры исключают случайное попадание сверла в электропроводку, тормозные и топливные магистрали и прочие ответственные места. Кроме того, отверстие стараются разместить в нижней части полости, обеспечивая дренаж излишков материала.
Можно ли сверлить означенные отверстия обычным сверлом? Нет, и причин тому, как минимум, две. Во-первых, в полость не должна попасть стружка - дополнительный механический и гальванический «раздражитель» внутренней поверхности. Во-вторых, края отверстия должны иметь скругленную форму, чтобы не повредить насадку и будущую пленку - ведь на острой кромке с заусенцами она просто-напросто порвется, оголив металл.
Для выполнения этих условий выпускаются специальные сверла ступенчатой или конической формы со спиральным выбрасывателем стружки. Их выпускают, например, в Швеции, а также в ближнем зарубежье - городе Киеве. К слову, украинские сверла в несколько раз дешевле шведских.
После закачки материала просверленные отверстия закрывают резиновыми заглушками-грибками. Их изготавливают из резино-пластиковой композиции, что обеспечивает хорошую упругость и стойкость к старению. И, что приятно, заглушки выпускают разных цветов - можно выбрать в тон кузову.
Расходомер - ориентир качества
Сколько антикоррозионного материала необходимо для обработки машины? Можно ли сравнить рекомендуемый и фактический расходы? Наконец, обработать машину строго отпущенным количеством препарата? Оказывается, все можно, если… Впрочем, сначала небольшое отступление.
Эффективность антикоррозионной защиты определяется несколькими факторами: точностью технологической карты, качеством подготовки поверхности, совершенством оснастки и, наконец, действенностью препаратов. Но есть еще одно обстоятельство, которое обычно остается «за кадром», - это соблюдение оптимальной толщины защитного покрытия.
Почему это важно? А вот почему: чересчур тонкий слой может оказаться плохим щитом. Но плох и слишком толстый слой - он тяжелый, больше усыхает, а потому склонен к деформациям и отслоениям.
В повседневной практике толщину покрытия обычно никак не отслеживают. На видимых поверхностях количество наносимого продукта зависит от глазомера мастера, а в скрытых полостях (например, в порогах) распыление продолжают до момента, пока препарат не польется из дренажных отверстий - иными словами, заведомо идут на определенную избыточность расхода.
Эту привычную методику можно будет забыть, если поручить контрольные функции специальному прибору - расходомеру от фирмы Assalub. Судите сами: количество антикоррозионного материала для каждого элемента кузова прописано в фирменной технологии, значит, исполнителю останется лишь следить за показаниями счетчика. Так обеспечивается заданная толщина слоя и тем самым - наивысшее качество обработки.
Отметим и еще один полезный фактор: наличие подобных приборов позволяет руководству участка контролировать действия мастеров. В результате повышается технологическая дисциплина и устраняется опасность «недолива» материала.
Что же представляет собой данное устройство? Это - компактный расходомер, работающий «на проход». Фирма рекомендует ставить его на раздаточный пистолет, а наконечник с распыляющим соплом присоединять к выходному штуцеру расходомера. Однако прибор можно устанавливать и на подающий насос - там он будет в чистоте, да и пистолетом, не обремененным расходомером, орудовать легче.
На корпусе расходомера укреплен счетчик с электронным табло, показывающий объем поданного материала с точностью до одного кубического сантиметра. Для сброса показаний на табло имеется кнопка RESET. Питание электронной схемы автономное - две «пальчиковые» батарейки типа LR1, вставленные в пластиковый кожух счетчика. Внешний вид расходомера модели 0102235 и его циферблата показаны на фото.
Для станций с централизованной компьютерной системой учета и контроля выпускается иная модификация расходомера - модель 0102236. Вместо циферблата там использован датчик, подающий электрические сигналы на внешнюю схему (один импульс соответствует прохождению 1 куб. см материала). Разумеется, в таком случае придется монтировать отдельные табло непосредственно на рабочих местах.
(Этот раздел подготовлен по материалам Информационного бюллетеня «Вестник «Динитрол»).
Бороскоп
На многих западных антикоррозионных станциях клиенту предоставляют бесплатную услугу - полную диагностику коррозионного состояния автомобиля. Для этого отводится специальное чистое помещение, оборудованное всем необходимым, включая бороскоп - разновидность технического эндоскопа.
Техническая эндоскопия как метод исследования труднодоступных участков машин и механизмов сама по себе не нова - ей более полувека. Однако с момента изобретения оснастка для этого метода непрерывно совершенствовалась. Одна из вех развития - это разработка в конце 60-х годов прошлого века прецизионной стержневой оптики. Именно благодаря ей эндоскоп обрел вид тонкой трубки с маленьким широкоугольным объективом на конце. На другом конце трубки закреплен окуляр с настройкой резкости изображения. Стержневая оптика образует оптический канал с очень большой глубиной резкости - это позволяет оператору наблюдать ясные и контрастные изображения без теней.
При проведении «врачебного» осмотра трубку с объективом вводят в полость (освещение обеспечивается через стекловолоконный жгут) - и все, что «видит» объектив, передается через оптическую систему к окуляру.
Выше мы употребили термин «бороскоп». В отличии от технического эндоскопа, объектив здесь размещается не на гибком, а на жестком зонде. Такая конструкция позволяет, во-первых, поворачивать его на 360 градусов, а во-вторых, - уменьшить искажения, поскольку при гибком зонде ржавчину можно и проглядеть.
Современные технические решения позволяют совмещать эндоскопирование с фото- и видеосъемкой и даже подключать к системе компьютер. В последнем случае внутренности полостей можно лицезреть, что называется, «вживую». Пусть на экран посмотрит и клиент - посмотрит и лично удостоверится в степени коррозионного поражения кузова своего автомобиля.
Что ж, пора широко внедрять бороскопы и у нас в России - тем более, что опыт имеется, например, на станции Dinitrol в пос. Новый Быт (см. фото).
Ультрафиолет
Производители антикоррозионных препаратов Waxoyl и Soudal вводят в свои продукты специальные вещества (индикаторы), светящиеся в ультрафиолетовых лучах. Поэтому в арсенале их дилеров мы встретим ультрафиолетовые лампы (см. фото).
Идея их применения понятна: эти швейцарские и бельгийские материалы легкие и прозрачные. Если машина обработана «от души», покрытие свежее, свечение при поднесении лампы будет сильным, если нет - как говорится, на «нет» и суда нет…
Кроме определения состояния защитной пленки и расчета сроков повторной обработки, ультрафиолетовая лампа поможет в решении спорных вопросов с клиентом: «недолив» проявится сразу, его легко отличить от полноценной обработки. Ведь «на глазок» толщину пленки на отбортовках капота, багажника, а также вблизи молдингов и замков оценить трудно - из-за упомянутой «легкости» препаратов. И в этом случае ультрафиолетовая лампа выступает беспристрастным судьей.
Заключение
В ближайшее время мы перейдем к подробному рассмотрению технологий нанесения антикоррозионных покрытий. Ясно, что «арсенальная» тема получит продолжение, - ведь вопросы технологии и эксплуатации оборудования зачастую неотделимы друг от друга.
А еще в наших планах - рекомендации по выбору моечного оборудования и специальных подъемников (ведь первый попавшийся на антикоррозионный участок не поставишь). Так что «взятие арсенала» продолжается. Следите за нашим «сериалом».


Партнеры: