Свободно конвертируемая … ржавчина

У меня для вас хорошая новость, читатель: серия статей «Бельгийские материалы для русского мастера», начатая весной прошлого года, продолжается!
«Почему бельгийские?» - спросит какой-нибудь новичок, открывший журнал впервые. Да потому, несведущий вы наш, что производит их известная бельгийская компания Soudal. И шпатлевки производит, и клеи-герметики, и антикоррозионные препараты… И даже новейший преобразователь ржавчины - Rust Convertor. О нем и поговорим.
Обозначим проблему
Формальное досье «бельгийца» по имени Rust Convertor автор вынес в отдельную колонку - так удобнее заглядывать в него по ходу рассказа. Но сначала позвольте отметить любопытную особенность.
У всех, абсолютно всех материалов Soudal есть общая черта - они интересны и автозаводам, и сервисам, и частным автовладельцам. Не выпадает из этой обоймы и герой нашего рассказа - преобразователь ржавчины.
«А не слишком ли много берет на себя автор?» - ехидно поинтересуется задетый моей иронией новичок. Нет, не много - потому как знаю «ржавую» проблему не понаслышке.
Начнем с автозаводов. Когда-то давным-давно работал я в прессовом цехе одного из автомобильных гигантов. Штамповал, в частности, половинки бензобака. Как сейчас помню: пачка стальных листов. Снимаешь один - а он ржавый, снимаешь второй - а он тоже ржавый. Берешься за третий, тут мастер прибегает: «…почему пресс, … простаивает?! У нас план,…! Ну и что, что лист ржавый,…!!!» - ну и так далее.
Поэтому говорить, будто в советские времена в штамп ложился идеальный лист, значит, клеветать на наше «славное» прошлое. А потом… потом голые кузова «скучали» под дырявой крышей и на фосфатирование попадали уж вовсе пятнистыми. Дальнейшую их судьбу можете предсказать сами.
Хочу предостеречь вас еще от одного заблуждения. Если вы думаете, что обновленная Россия справилась с коррозией листового проката и залатала крыши, то глубоко ошибаетесь. Идут, идут в фосфатные ванны «черные» кузова - и зачастую рыжего цвета. Не от коррозии ли?
Впрочем, достаточно. Метафора, гротеск - это авторское право, однако не все так страшно. Поскольку борются, борются с коррозией на заводах, и довольно успешно, - но как? Старым дедовским способом, ортофосфорной кислотой.
А это штука коварная, требующая индивидуальных средств безопасности - перчаток, респираторов, а после обработки кузова еще и обязательной промывки. Хлопотно? Конечно, хлопотно - дополнительные операции…
И тут естественно задать вопрос: а нет ли чего попроще, чтобы безопасно, экологично и главное - кузов не мыть после обработки ржавых участков? Конечно, есть бельгийский Rust Convertor - экологичнее некуда, потому как на водной основе. Он уже прошел испытания на заводах КамАЗа при нанесении на громадные кабины грузовиков и крошечные кузова «Оки» и зарекомендовал себя на «все сто».
Заводчане почти готовы включить Rust Convertor в технологический цикл, дело за малым - выяснить его совместимость с процессом катафорезного грунтования. Однако если вспомнить, что электроосаждаемая грунтовка тоже создается на водной основе, станет ясно, что победа не за горами - и наши читатели узнают о ней одними из первых.
Впрочем, о некоторых результатах можно рассказать уже сейчас. Так, Rust Convertor прекрасно выдерживает условия окрасочной камеры, причем в диапазоне температур, предназначенных для сушки меламиноалкидных эмалей. Грунтовочные слои и эмаль, лежащие поверх пленки Rust Convertor, не трескаются, не вспучиваются и не отслаиваются - этот факт подтвержден документально.
Кроме КамАЗа, бельгийский преобразователь ржавчины испытан на Ликинском автобусном и Ульяновском автомобильном заводах, и тоже успешно.
А теперь обратимся к сервисным проблемам. Не секрет, что битые машины частенько попадают к жестянщикам со следами коррозии. А если вспомнить, сколько «сэконд-хэнда» слетелось на российские просторы со всего мира, станет ясно, что это глобальная проблема. И здесь тоже поможет Rust Convertor: счистив рыхлую ржавчину металлической щеткой и обработав это место бельгийским препаратом с помощью кисти или пульверизатора (перчатки не обязательны!), мастер может спокойно заняться ремонтом.
Что касается локальных участков ржавчины, с ними легко справится и владелец автомобиля - надо лишь купить упаковку Rust Convertor 80 мл. Кстати, фирменная кисточка входит в комплект. Сколько это стоит? О ценах чуть ниже, а пока поговорим о… химии.
Читая документацию…
Что меня всегда умиляет при изучении фирменных препаратов, так это воистину партизанское молчание разработчиков. На все вопросы - какие ингредиенты, каков механизм действия и так далее, у них один ответ: «It’s our know-how». Не приставай, значит, все равно не скажем.
А тут еще переводчики-филфаковцы - переводят, а что переводят, не ведают. О чем это я? Да все о ней, о сегодняшней теме.
Читаю в документации: препарат основан на дубильной кислоте - в английском варианте tannic acid. Вроде все правильно, а ведь нет такой кислоты - дубильной. Ни в учебниках химии, ни в химической энциклопедии, ни в книгах (страшно сказать!) по обувным технологиям. Я смотрел - дубильные вещества есть, а дубильной кислоты нет.
Дело тут вот в чем. Из химии известна галловая кислота, принадлежащая к группе так называемых оксикислот. В свободном состоянии она содержится в орешках дуба, листьях чая, дубовой коре. А в форме эфиров галловая кислота присутствует в дубильных веществах типа танина. Так-так, уже теплее - узнаете tannic acid? И вот - горячо: реагируя с ОКСИДАМИ ЖЕЛЕЗА, галловая кислота дает жидкость черного цвет, известную, как… чернила!
А ржавчина как раз и состоит из частично гидратированных оксидов железа - FeO•Fe2O3, а еще Fe2O3•nH2O. Вот вам и конвертация ржавчины! Действительно, нетоксичная. Действительно, экологичная.
Так что сдается мне, что речь тут идет о галловой кислоте, уважаемые бельгийцы. А коль приоткрыл я ваше «know-how» - не взыщите. Я ведь из лучших побуждений - нравится мне Rust Convertor. И химия нравится - отсюда и рвение…
Цена вопроса
А теперь вернемся к стоимости препарата. Надо сказать, что Rust Convertor присутствует на российском рынке с 1997 года. Но стоил он тогда дороговато - поэтому и не пользовался популярностью.
Потом был дефолт, подъемы и снижения нефтяных котировок, переосмысление конъюнктуры рынка - и вот в 2000 году дилеры Soudal опять вернулись к предложению Rust Convertor на российском рынке. Причем (внимание!) по цене, почти в четыре раза меньшей, нежели в 1997 году. Вот что значит трезвый, взвешенный, а главное, творческий подход. И процесс… точнее, препарат пошел!
И все же, теребит меня нетерпеливый читатель, сколько же стоит этот чудесный Rust Convertor? Пожалуйста: упаковка 80 мл обойдется в 5,9 доллара. Флакон 500 мл можно купить за 16,8 доллара.
Простой расчет показывает, что приобретать расфасовку 500 мл более чем в два раза выгоднее, поэтому именно эта упаковка адресована сервисным станциям. Что касается автозаводов, им потребуются несравненно большие объемы препарата, - но это тема отдельного разговора. И уже, как вы понимаете, не со мной, а с дилерами уважаемой бельгийской фирмы Soudal.
Из формального досье
Rust Convertor - готовый к применению продукт, превращающий ржавчину в химически нейтральный пассивирующий слой черного цвета.
Консистенция - жидкость белого цвета, поставляется в упаковках 80 и 500 мл. По специальным заказам фасуется и в более крупную тару.
Перед нанесением препарата необходимо удалить рыхлую ржавчину металлической щеткой. Препарат наносится кистью или распылением. Расход - 1 л на 4-5 кв. метра (при нанесении кистью). Сушка - 1 час, а при последующей окраске - 4 часа.
Может окрашиваться любыми типами ЛКМ. Перед нанесением покровных материалов не требует промывки и какой-либо подготовки поверхности.
Основа - водный раствор tannic acid, не токсичен, экологически безопасен и требует соблюдения лишь элементарных правил гигиены.
Области применения: машиностроение, металлопрокат, строительство и любые другие отрасли, связанные с защитой металла от коррозии.


Партнеры: