Горький вкус Хереса

Главный режиссер театра Формулы-1 Берни Эккльстоун постарался, чтобы спектакль до последней минуты последнего действия держал зрителей в напряжении. А чтобы актеры лучше играли, их следовало хорошенько поприжать. И не только реквизицией двух очков у Вильнева.

В ходе гонок на Большой Приз Японии лидер Ирвайн преднамеренно пропустил на первое место коллегу по команде Михаэля Шумахера. Такие неспортивные, малоизящные ходы публика не любит. И руководство ФИА пригрозило гонщикам новыми карами.

На старте заключительного этапа в испанском Херес-де-ла-Фронтера, родине знаменитого белого виноградного вина, все испытывали нервную дрожь. Михаэль Шумахер или Жак Вильнев? Почетный титул чемпиона мира мог завоевать любой, но… Вильневу надо было не просто опередить своего главного соперника, а сделать это в «очковой зоне», то есть в зоне первых шести мест. Задача Шумахера была немного проще — его устраивал даже собственный сход, при условии, конечно, что и канадский «кленовый лист» также слетел бы на обочину.Двадцать гонщиков, вышедших на старт вместе с претендентами, словно сговорившись, решили не создавать дуэлянтам помех. (Но, как показал ход гонки, от борьбы не отказался никто.) Две трети дистанции впереди был Шумахер, выигрывая у Вильнева от одной до пяти секунд. На одном из поворотов канадец поравнялся с немцем, который допустил промашку и пропустил соперника на внутреннюю бровку. Раздосадованный Шумахер в отчаянии решил совершить свой маленький октябрьский переворот и нанес передним правым колесом своего «Феррари» удар в борт «Вильямса-Рено», тут же уйдя влево. Но от удара рулевая тяга на машине Шумахера погнулась и утянула «Феррари» в гравий, откуда двукратный чемпион мира выбраться не сумел.

Вильнев продолжил гонку, но мало-помалу стал терять скорость, хотя продолжал оставаться лидером. По мнению автора, хотя боковина кузова и спружинила под ударом «Феррари», радиатор (на который и пришлось попадание) все же получил повреждения. Началась небольшая утечка воды, мотор стал греться. Вильнев, зная, что даже финиш на шестом месте даст ему необходимое очко для выигрыша чемпионского титула, расчетливо пропустил вперед Хаккинена и Култарда и благополучно пришел к финишу своим ходом.

На подиуме радостные победители обильно поливали друг друга шампанским «Моэт». Веселились, как дети. Мрачный Шумахер уединился в своем мотор-хоуме. Это была уже вторая попытка Михаэля стать чемпионом, применяя «неджентльменские приемы». В первый раз ему повезло — в 1995 году в последней гонке первенства немецкий спортсмен с невинным выражением лица разбил подвеску переднего колеса на машине Хилла и, устранив соперника, по сумме очков стал чемпионом. Тогда ФИА посмотрела на этот случай сквозь пальцы.

Теперь ситуация повторилась. Вильнев избегал обгонов в опасной ситуации, зная, с кем имеет дело. Шумахер пошел ва-банк. Посмотрим, какова будет реакция Федерации на этот раз. У хереса обычно не бывает осадка на дне бутылки. А вот гонка в Хересе-де-ла-Фронтера у зрителей и участников горький осадок оставила. Двукратный чемпион мира показал плохой пример своим молодым коллегам. Он словно сказал во всеуслышанье: «Делай, как я». Вряд ли таким образом можно поднять зрительский интерес к Формуле-1…

Правда, надо признать, что в этом сезоне, из-за обострившейся борьбы, чемпионат стал намного интереснее. Что это? Заслуга режиссера Б. Эккльстоуна или стечение обстоятельств? И того и другого —поровну.

Безусловно, перераспределением гонщиков между командами в межсезонье командовал в значительной мере сам швед. Субсидии «конюшням» из фонда ФИА, завязывание контактов с богатыми спонсорами — это его рук дело. Эккльстоун и не скрывает своего намерения уравнять, насколько возможно, шансы команд. Он не хотел игры в одни ворота — в данном случае в ворота «Вильямс-Рено» — и чемпиону мира Хиллу нежданно-негаданно нашлось место только во второразрядной команде. (Между тем жалованье ему установили вполне достойное чемпиона.) Команда «Заубер» получила вдруг моторы «Феррари» — правда под маркой «Петронас». Гонщику с именем и хорошему организатору Просту удалось купить команду «Лижье». Бывший главный конструктор «Вильямс» Адриан Ньюи с августа стал работать на «МакЛарен». Результат: поул-позишн, подиумы, лидирование в гонках. Контракты с шинной компанией «Бриджстоун» заметно подтянули «Прост», «Эрроус» и «Стюарт».

И тут трудно провести водораздел между плодами активности весьма опытного бизнесмена — руководителя Федерации и Госпожи Удачи.

Гигантский опыт по доводке машин, накопленный Хиллом, немало способствовал повышению конкурентоспособности автомобилей «Эрроус». Незаурядный инженерный склад ума М. Шумахера стал катализатором для многих усовершенствований гоночных «Феррари». И примеры можно приводить и приводить…Как следствие, результаты гонок стали более плотными и непредсказуемыми — в шестерке сильнейших гонщиков каждого этапа в любой последовательности могли появиться представители шести близких по возможностям команд: «Вильямс-Рено», «Феррари», «МакЛарен-Мерседес», «Бенеттон-Рено», «Джордан-Пежо» и «Прост-Мугэн-Хонда». И такое «равенство и братство» означало, что попасть в «очковую зону» с помощью «лома и кувалды» уже нельзя. Нужны более изысканные средства: тонкая настройка шасси (крыльев, подвесок, передаточных чисел в коробке передач), скрупулезный подбор шин с нужными характеристиками, проверка надежности всех деталей машины (не брезгуя пустячными уплотнениями и сверхпрочными роликоподшипниками), и конечно же, не обойтись без вливания в старые меха новой, молодой, брызжущей отвагой и жаждой славы крови.

Свою лепту внесла и ФИА, несколько изменив «правила игры» на будущий год. Федерация разрешила использовать особые шины со специальными канавками, снижающие площадь контакта с дорогой, и более узкие кузова — соответственно с уменьшенной прижимающей силой. Сцепление колес с дорогой станет похуже, а вот сами гонки должны выиграть в зрелищности.

Российский зритель, кажется, заболел Формулой -1. Слава Богу, «ТВ-Центр» начал практиковать прямую трансляцию гонок чемпионата, но,увы, передачи канала охватывают жителей только центра России, а хотелось бы, чтобы этот потрясающий спектакль мог увидеть каждый россиянин. Ведь интерес к хоккею сейчас пошел на убыль, теннис так и не обрел особой популярности, а привлекательность футбола стала эпизодической. И совершенно закономерно, что ареопаг былых кумиров TV дополнен уже в наши дни Формулой-1 — самым современным видом спорта, динамичным, «завязанным» на всеобщего любимца — автомобиль.Сейчас появились сообщения о проекте строительства трассы Формулы-1 в столичной Нагатинской пойме. Внимание к этим гонкам у нас безусловно растет. Пусть в ограниченном количестве, но наиболее просвещенные из «новых русских» стали уже потихоньку выезжать на этапы чемпионата. Автор этих строк имел возможность в том лично убедиться.

Неудивительно, что многие читатели журнала стали близко к сердцу принимать информацию и проблемы, связанную с первенством мира на самых совершенных гоночных автомобилях. Поэтому и в наступающем году мы намерены подробно и глубоко освещать эти соревнования. Один чемпионат закончился. Да здравствует новый, 1998 года!

XVII этап чемпионата мира на автомобилях Формулы-1:
Большой Приз Европы.
Трасса «Чиркито де Херес» в Херес-де-ла-Фронтере (1 круг = 4,423 км).
Дистанция гонок: 69 кругов = 305,149 км
1. М.Хаккинен («MacLaren-Mercedes-MP4-12″)     1.38:57,772
2. Д.Култард («MacLaren-Mercedes-MP4-12″)    +1,654
3. Ж.Вильнев («Williams-Renault-FW19″)    +1,802
4. Г.Бергер («Benetton-Renault-B197″)    +1,919
5. Э.Ирвайн («Ferrari-F310B»)    +3,789
6. Х.Френтцен («Williams-Renault-FW19″)    +4,537
7. О.Панис («Prost-Mugen-Honda-JS45″)    +67,145
8. Д.Херберт («Sauber-Petronas-C16″)    +72,960
9. Я.Магнуссен («Stewart-Ford-SF1″)    +77,487
10. Ш.Накано («Prost-Mugen-Honda-JS45″)    +78,215

Средняя скорость победителя — 185,240 км/ч.
Время прохождения одного круга:
на тренировке — 1:21,072 (Вильнев, Шумахер и Френтцен),
в гонке — 1:23,135 (Френтцен).

Итоговая сумма очковЛичный зачет:
1. Вильнев — 81;
2. М.Шумахер — 78;
3. Френтцен — 42;
4. Култард — 36;
5. Алези — 35;
6. Бергер — 27;
7. Хаккинен — 27;
8. Э.Ирвайн — 24;
9. Физикелла — 20;
10. Панис — 16.

Командный зачет:
1. «Williams-Renault» — 123;
2. «Ferrari» — 102;
3. «Benetton-Renault» — 67;
4. «MacLaren-Mercedes» — 63;
5. «Jordan-Peugeot» — 33;
6. «Prost-Mugen-Honda» — 21;
7. «Sauber-Petronas» — 16;
8. «Arrows-Yamaha» — 9;
9. «Stewart-Ford» — 6;
10. «Tyrrell-Ford» — 2.

Гонщики побывавшие на подиуме
в чемпионате мира 1996г.
(количество первых, вторых и третьих мест):

Вильнев:    7+0+1
М.Шумахер:    5+3+0
Френтцен:    1+2+4
Култард:    2+2+0
Алези:    0+3+1
Бергер:    1+1+0
Хаккинен:    1+0+2
Ирвайн:    0+1+4
Физикелла:    0+1+1
Панис:    0+1+1
Хилл:    0+1+0
Барикелло:    0+1+0
Р.Шумахер:    0+0+1
Вурц:    0+0+1
Херберт:    0+0+1

Состав команд на 1998-й год

Команда Двигатели Шины Гонщики
Williams Megachrome Goodyear Вильнев, Френтцен
Ferrari Ferrari Goodyear М.Шумахер, Ирвайн
Benetton Megachrome Goodyear или Bridgestone Физикелла, Вурц
MacLaren Mercedes Goodyear Култард, Хаккинен
Jordan Mugen-Honda Goodyear или Bridgestone Хилл, Р.Шумахер
Prost Peugeot Bridgestone Панис, Трулли
Sauber Petronas Goodyear Алези, Морбиделли
Arrows Yamaha Bridgestone Динис, Сало
Stewart Ford Bridgestone Барикелло, Магнуссен
Tyrrel Ford Goodyear Ферштаппен, Такаги
Minardi Ford Goodyear Маркес, Зонта

Календарь гонок на первенство мира 1998 года
на машинах Формулы - 1.

Большой приз Трасса Дата
1 Австралия Мельбурн 8 марта
2. Бразилия Интерлагос 29 марта
3 Аргентина Буэнос-Айрес 12 апреля
4. Испания Барселона 26 апреля
5 Сан-Марино Имола 10 мая
6. Монако Монте-Карло 24 мая
7 Канада Монреаль 7 июня
8. Англия Сильверстоун 12 июля
9 Австрия А1-Ринг 26 июля
10. Германия Хоккенхайм 2 августа
11 Венгрия Хунгароринг 16 августа
12. Бельгия Спа 30 августа
13 Италия Монца 13 сентября
14. Люксембург Нюрбургринг 27 сентября
15 Португалия Эшториль 11 октября
16. Япония Сузука 1 ноября

Партнеры: