Как победить трение

Леонид Круглов

Разработка и внедрение смазочных материалов, обеспечивающих снижение расхода топлива и износа пар трения узлов и агрегатов автомобиля, — постоянная забота многих ведущих компаний на рынке горюче-смазочных материалов.

Рост уровня форсированности двигателей и ужесточение условий их эксплуатации ведут, как правило, к увеличению тепловых и механических нагрузок на цилиндропоршневую группу (ЦПГ), потери на трение в которой составляют примерно половину всех потерь на трение в моторе. Меньшие, однако достаточно значительные потери энергии на трение происходят в коренных и шатунных подшипниках коленчатого вала, газораспределительном механизме и приводах вспомогательных агрегатов. Снижение этих потерь, улучшение характеристик и продление срока службы двигателя возможно только за счет применения высокоэффективных смазочных материалов, обладающих хорошей вязкостно-температурной характеристикой в широком диапазоне температур. И в первую очередь они должны обеспечивать оптимальный режим трения и обладать высокими антифрикционными и противоизносными свойствами.

Проблема улучшения условий работы двигателя, его защиты от трения и преждевременного износа становится все более актуальной, учитывая постоянный рост сложности и, соответственно, стоимости силовых агрегатов современных легковых автомобилей. В этих условиях автомобилисты возлагают большие надежды на изготовителей горюче-смазочных материалов. В настоящее время все более широкое применение находят высокоэффективные смазки на основе молибден- и графитосодержащих соединений, получивших название модификаторов трения. Обладая уникальными свойствами, они препятствуют непосредственному контакту поверхностей трения. Заполняя микровпадины, эти соединения как бы выравнивают поверхности, снижая давление в сопряжениях, ускоряют приработку деталей и теплопередачу между поверхностями трения. Уникальные свойства смазок на основе дисульфида молибдена и графита объясняются особенностями их структуры на кристаллическом уровне и точным подбором различных поверхностно-активных веществ и ингибиторов коррозии для улучшения смазывающих свойств.

По результатам проведенных стендовых испытаний пары трения «поршневое кольцо — гильза цилиндра» на масле с присадкой на основе дисульфида молибдена, их износ почти вдвое меньше, чем на масле без присадки. При испытаниях на машинах трения получено снижение износа деталей при применении смазок на основе дисульфида молибдена на 20-50% в сравнении с обычным маслом. При этом значительно снижается размер пятна износа на всех диапазонах нагрузок и в несколько раз снижается коэффициент трения. Соответственно снижаются потери мощности двигателя на трение, что приводит к уменьшению расхода топлива в среднем на 4 — 5%. Моторные масла, имеющие в своем составе подобные антифрикционные добавки, обеспечивают наиболее эффективное предотвращение износа деталей двигателя, в том числе самого опасного — пускового. Они также снижают трение на всех нагрузках, а значит, экономят топливо, уменьшают расход масла на угар и обеспечивают большую долговечность деталей двигателя. Важно отметить, что изготовление таких масел и смазок — очень трудоемкий и сложный процесс, возможный только на крупных производствах, имеющих современную высокоточную аппаратуру и квалифицированный персонал. Разработка технологии получения таких материалов являются фирменным секретом и строго охраняется. Зимняя сезонная смена масла — лучшее время для знакомства с новым поколением молибденсодержащих масел, предлагаемых торговой маркой MANNOL. Опасайтесь подделок!


Партнеры: