Химическая лаборатория на сервисе

Начиная цикл публикаций о препаратах немецких фирм «Локтайт» и «Терозон» (см. «АБС-авто» №№ 4,5 и 6 за этот год), мы, безусловно, рассчитывали на реакцию читателей. И она не заставила себя ждать. Среди откликов есть и такой, прозвучавший в беседе на одном из небольших автосервисов…
«Из всего набора для вклейки стекол я покупаю только клей, - заявил бородатый сервисник - классный, кстати, мастер, прочитавший в июньском номере журнала статью о замене автомобильных стекол, - а все эти очистители, праймеры, активаторы только фирме выгодны - недаром она их так настойчиво проталкивает. Я использую ацетон и другие привычные материалы, это дешевле, а надежность та же. Во всяком случае, пока не было ни одной рекламации. А вот клей у них, действительно, вещь».
Как тут не вспомнить диалог из бессмертной комедии «Операция Ы и другие приключения Шурика»: «Послушай, у вас несчастные случаи на стройке были?» - «Нет, пока еще ни одного не было… « - «Будут… Пшли!» Это к вопросу о рекламациях… А важность применения ВСЕХ препаратов из комплекта и обязательно в определенной последовательности мы подчеркивали особо. Значит, либо недостаточно доходчиво написали, либо одно из двух…
Попробуем по-другому. Как известно, многие ведущие производители автомобилей применяют автохимию «Локтайт» и «Терозон» на конвейерах, в том числе и при вклейке стекол. Не следует думать, что, допустим, M. или V. (не будем заниматься скрытой рекламой) намного глупее нас с вами. Они тоже хотят экономить. И, кстати, умеют это делать. Но для них следование инструкциям - закон, поэтому ацетон там не пройдет.
А откуда берутся инструкции, рекомендации, правила? Из системы сертификации - все фирменные препараты испытываются должным образом, как по отдельности, так и в сочетании друг с другом. «Все можно купить…» - проворчит наш бородатый скептик. Да, наверное, можно - но как тогда объяснить высочайшее качество западных автомобилей? Наверное, технологическая дисциплина играет там не последнюю роль.
Но вернемся к автохимии «Локтайт» и «Терозон». В предыдущих публикациях мы рассказывали о концепции международной промышленной группы Henkel, объединившей лидеров немецкой прикладной химии «Локтайт» и «Терозон», об антикоррозионной обработке кузова и шумопоглощении, и, как вы уже догадались, о вклейке автомобильных стекол.
Ассортимент препаратов «Локтайт» и «Терозон» этим, конечно, не исчерпывается. Рассмотрим, например, состав «Бесшумный тормоз» - Brems-Quietsch-Stop. Он применяется для устранения писка дисковых тормозов - явления всем известного и неприятного. Кстати, его причины не только в плохом или хорошем качестве тормозных колодок и дисков. Многое зависит и от конструкции узла. Ну а перечислить все причины этого писка, предложить панацею не берутся даже специалисты (автор этих строк бывал на многих ведущих заводах фрикционных изделий и интересовался указанным вопросом).
Но одно бесспорно: любой шум - это вибрация. Так вот, указанный состав оказывает демпфирующее действие на вибрирующие детали тормозного узла, в частности на колодки. Он наносится распылением на все поверхности, кроме, разумеется, рабочих фрикционных (это очень важное замечание!), после чего писк перестает вас раздражать.
А теперь перейдем к большой интересной теме, затронутой в предыдущих материалах лишь в общих чертах. Это уплотнение резьбовых, фланцевых соединений и других сопрягаемых поверхностей.
Все знают, что таких соединений в двигателе и ходовой части автомобиля видимо-невидимо. Сопрягаемые поверхности зачастую должны обеспечивать герметичность, не только препятствуя вытеканию масла или иной жидкости, но и защищая внутренние полости узлов от грязи и пыли.
Все уплотнения по классификации фирмы «Локтайт» (сохраним терминологию производителя) подразделяются на две большие группы: динамические и статические. Например, уплотнения вращающихся валов относятся к первой группе, а фланцевые соединения - ко второй. Заметим, что статические уплотнения тоже перемещаются, например, при вибрации или вследствие температурных деформаций.
Исследованиями установлено, что обычное фланцевое соединение, даже с высокой чистотой поверхности, сопрягается процентов на 30, не более. Остальные 70% поверхности как бы «зависают» из-за рельефа, образованного микронеровностями. В какой-то мере положение спасают прокладки, которые бывают двух типов: хорошо всем знакомые жесткие, вырубленные из картона, паронита, резины или подобных материалов, и «жидкие» химические, формируемые по месту.
«Жидкие» прокладки стали применяться с 50-х годов. Они наносятся на одну из сопрягаемых поверхностей и после полимеризации образуют надежное соединение.
Особое место среди жидких прокладочных материалов занимают анаэробные препараты. Как уже писалось ранее, они обладают прекрасной адгезией и начинают полимеризоваться лишь в контакте с металлом при прекращении доступа воздуха. А в свободном состоянии они остаются жидкостью или пастой, что позволяет собирать соответствующий узел не торопясь и без опасений, что прокладка «схватится». Все анаэробные препараты «Локтайт» упакованы в специальные тюбики либо шприцы, что позволяет наносить их без специальных приспособлений.
Другой тип жидких прокладочных материалов называют силиконами. Они наносятся на сопрягаемые поверхности в виде пасты, полимеризуются на воздухе при комнатной температуре и образуют материал, напоминающий резину. Они прекрасно подходят для соединений литья со штампованными кожухами (например, картера с поддоном) и стойки к агрессивным жидкостям. Силиконы могут дополнять жесткие прокладки, а могут и заменять их.
Нанесение препаратов для формирования прокладок несложно: надо тщательно удалить остатки старого уплотнения (для этого тоже есть особые составы), обезжирить поверхность специальным клинером, нанести материал, соединить детали, затянуть крепеж требуемым моментом. Время полимеризации препарата указано в инструкциях.
Все сказанное следует рассматривать лишь как введение в технологию уплотнений препаратами «Локтайт». Причем очень поверхностное введение. Например, мы почти ничего не сказали про фиксацию резьб - а у «Локтайта» только для этого имеется 19 препаратов.
Но мы и не собираемся ставить точку - все еще впереди. Сейчас готовится тест по применению различных препаратов «Локтайт» на нашем «АБС-сервисе». Эти препараты представлены на фотографиях. В одном из ближайших номеров журнала надеемся дать читателям конкретные рекомендации по применению того или иного состава для уплотнения соединений в различных узлах и агрегатах. Так что продолжение следует.


Партнеры: