Пара дней из жизни отдыхающих

Ирина Иванова

На самом деле эта гонка должна была стать третьим этапом. Однако запланированный на 8 июня в Дмитрове второй этап отменили из–за финансовых проблем. Так что после состоявшегося 1 июня Кубка Ротманс спортсмены получили почти месячную передышку. (А чемпионат России, как и в 1995 году, выручили белорусы, пообещав принять несостоявшийся дмитровский этап 12 июля у себя в Витебске.)

При всех недостатках дмитровской трассы (плохое покрытие, удаленность от столицы, отсутствие необходимой инфраструктуры) у нее есть одно неоспоримое преимущество — подмосковная природа. Погода выдалась отменная, так что все провели замечательный уик–энд. В траве прыгали лягушки, на полянах — спелая земляника, в палатках продавали холодное пиво. (Удобства, как всегда — в лесу, а по сравнению с 11 мая там появились заросли крапивы…) Курортное настроение овладело, похоже, не только зрителями, но и участниками гонки. Судьи постоянно допускали ошибки. Да и вообще, квалификация и большинство заездов выдались достаточно пресными. Еще бы: чем сидеть в душной, некондиционированной машине, гораздо приятнее попить пиво в тенечке или окунуться в ближайшем водоеме (что некоторые и не преминули сделать по окончании мероприятия).

В Дмитрове восходит “белая звезда”

В туризме было заявлено 24 участника (больше, чем на всех других гонках этого года); в итоге стартовало 20 спортсменов. Лучшее время в свободной тренировке показал Андрей Пузырев, на машине которого огромными буквами по–английски было выведено: “белая звезда” (белая звезда — эмблема его генерального спонсора “Тексако”), но в квалификации, определяющей порядок расстановки автомобилей на старте, его на 2,5 секунды опередил Алексей Васильев. Поначалу лидеру московской команды “Миллер–Пилот” улыбалась удача…

Воскресная гонка туризма получилась необыкновенно увлекательной. На трассе кипели страсти, грелись моторы, шли обгоны и сходы… Старт выиграл обладатель поула Васильев, вдогонку устремился Пузырев, но еще до исхода первого круга его опередил Черевань. Спустя несколько кругов машины участников сильно растянулись по трассе. Лидеру — Алексею Васильеву — уже ничто не угрожало: Владимир Черевань постепенно отставал. От него в свою очередь начали отдаляться Пузырев и Феноменов, устроившие нешуточный междусобойчик в борьбе за третье место. И на седьмом круге Феноменов оказался впереди! Перспективы Пузырева, в прошлом году выступившего довольно успешно, а в этом преследуемого неудачами, выглядели мрачновато. Однако расстояние между парой Феноменов–Пузырев и Владимиром Черевань стало стремительно сокращаться. (Алексей Васильев по–прежнему уверенно лидировал). А к 11–му кругу в первом эшелоне, за спиной шестого — Дмитрия Берникова, появился Игорь Михалев, стартовавший из последнего ряда. 12–й круг: Пузырев обогнал Феноменова, а следовавшие за ними Федор Габараев и Борис Поляков угодили под черный флаг (сигнал о снятии спортсмена с заезда). Поляков, напарник Феноменова по команде NVR, ехал довольно напористо, но внезапно у его “восьмерки” лопнуло колесо. В результате Борис не смог дотянуть до въезда на пит–лейн, пошел по срезке. Заменил колесо, выехал на трассу и увидел перед собой черный флаг. Все верно, спортсмен нарушил правило (и то, на эту тему можно поспорить!) — срезал трассу, но… на пит–лейн ему разрешил заехать судья, да и вернулся Борис на трассу тоже не без разрешения…

После этих событий группа лидеров выглядела следующим образом: Васильев, Черевань, Пузырев, Феноменов, Берников, Михалев. Однако Михалев недолго пребывал за спиной у Берникова и буквально через пару кругов его обогнал. А в это время Пузырев начал догонять Владимира Череваня. Семь кругов их машины шли, словно привязанные друг к другу. За три круга до финиша Пузырев Череваня “догрел” и оказался на… первом месте, так как Алексей Васильев к тому времени (на 20–м круге) сошел (сломалась коробка передач). Но это был еще не конец! Внезапно автомобиль Череваня испустил дым и сбавил скорость (тоже коробка). Мимо пронеслись автомобили Феноменова, Михалева и Берникова, а Владимир стал только пятым…

Козанков берет реванш

На первом этапе чемпионата Виктор Козанков потерпел неудачу, но система зачета такова, что в итоге будут приниматься во внимание только четыре лучших результата из пяти. Так что шансы отстоять свой прошлогодний титул Козанков практически не растерял.Уже на утренней свободной тренировке Виктор продемонстрировал кто есть кто в российском автоспорте, отыграв у второго — Евгения Кувалдина почти три секунды на самом быстром круге. Сергей Злобин показал третий результат, опередив старшего товарища по команде — Александра Потехина. Александр Нестеров отстал от лидера на целых 7,5 секунд. Однако это была только предварительная проба сил. В квалификации Потехин занял свое “законное” второе место, Кувалдин и Нестеров оккупировали вторую линию стартового поля. У одного из лидеров прошлого сезона в Ф–1600 Александра Саункина возникли проблемы с коробкой передач, и он оказался только десятым.

В воскресной гонке не произошло никаких неожиданностей. Мэтры русского кольца — Потехин и Козанков держали пелетон в “ежовых рукавицах”, как заслуженная учительница России группу разбушевавшихся старшеклассников. Красная “Эстония” Козанкова, как стрелка хронометра, проносилась мимо трибун с пугающей периодичностью, знаменуя собой начало следующего круга. Кувалдин и Нестеров устроили некое подобие борьбы за третье место. Победил пилот “Астрады”. В середине гонки Кувалдин заехал на пит–лейн, вернулся круговым и в итоге финишировал только пятым. Четвертым стал Павел Лакия. А вот Саункину удалось проехать лишь один круг (отказал трамблер).

Это сладкое слово “свобода”…

Состав участников в “свободном” классе был как всегда пестрым — в очередной раз излишняя “свобода” вышла боком и зрителям, и участникам. Сборная солянка состояла из четырех раллийных “Субару” команды “Александров ралли” (одна “Импреза” по группе А, две — по группе N и одна “Легаси” по группе А), “Тойоты” Тараканова, в прошлом году принимавшей участие в классе туризм–1600 по группе А. В Дмитрове оказались также четыре “восьмерки” 1600, роторный ВАЗ 21083–07 Бориса Маслова, и 1680–кубовая “восьмерка” Владимира Островского. Плюс — пара подержанных иномарок, одна пятерка… Обещанный “Порш” так и не приехал. Кольцевые “Форды Мондео” из команды “Мобил Рэйсинг“, наделавшие шума на Кубке Ротманс, в Дмитрове тоже не появились: конфигурация поворотов (в частности “аппендикса” с малым радиусом) не позволяет таким автомобилям маневрировать на этой трассе.

Национальный класс “Волга”, наличие которого в прошлом году вызывало столько споров, похоже, умер своей смертью. На сей раз в Дмитров прибыли лишь два “волгаря” — об отдельном заезде, как и на первом этапе, естественно, не могло быть и речи. “Волги” пугали немногочисленных зрителей своим потрепанным видом и некоординированным движением по трассе. Эти машины включили в класс “свободный”, предоставив им тем самым возможность выступить в качестве движущихся ретардеров. Самое интересное, что в итоге обе машины были классифицированы в гонке! В отличие, к примеру, от “Субару” из команды “Александров ралли”, три из которых не финишировали. Так и не смогли стартовать Алексей Васильев, занявший второе место в квалификации “свободного” класса, Владимир Черевань, Николай Фоменко — их автомобили вышли из строя в туризме.

Гонка получилась весьма сумбурной. Опытнейший спортсмен–раллист Сергей Успенский выиграл старт и не допускал ни малейшего посягательства на свое лидерство. Еще бы — такая машина, опыт, да и трасса в Дмитрове больше похожа на раллийный СУ, нежели на кольцо. Несколько кругов второе место удерживал Михаил Тараканов, но вскоре пропустил вперед штатного штурмана Успенского Сафония Лотко, пилотировавшего еще одну “Субару” — тот и удерживал второе место вплоть до 11 круга, пока не заехал на пит–лейн. Столько же прошел Борис Маслов, претендовавший на третье место (сломался бензонасос). Побывал на пит–лейн и Михаил Тараканов. Механики “Совавто” повозились с колесом, Михаил вернулся на трассу и, как выяснилось позднее, не многое потерял. А на второе место тем временем вышел пилот “Астрады” Владимир Островский.

Совершенно неожиданно угодил в “свободный” класс Михаил Брыкин из команды “Спектрол”. Он был заявлен в туризме, но на утренней воскресной тренировке на его машине сломалась коробка передач. Мастера команды “Спектрол–Рэйсинг“ за 20 минут произвели ремонт, но машина все равно не успела к старту. Судейская коллегия разрешила выступление машины в “свободном” классе, и там Брыкин показал неплохой результат: стартовав с последнего ряда, за два круга до финиша вышел на третье место, но на последнем круге его обогнал Михаил Тараканов.

Кто подставилФормулу–3?

В Ф–3 было заявлено восемь машин. Можно было провести “пятидесятипроцентный” заезд: начислить спортсменам половину очков — в отличие от первого этапа, где количество стартующих (6 машин) позволило устроить лишь показательные баталии. По сравнению с первым этапом добавились Сергей Орлов на “Рейнарде” и Сергей Горшенев на “Эстонии 25” с 2–литровым двигателем. Кувалдина заявили на “Эстонии 25”, а на второй автомобиль Формулы Опель “Канопус” посадил Андрея Сухова (на первом соответственно должен был выступить Козанков). Зато на сей раз не было двухлитровой “Астрады” (она готовится для Кубка Ротманс под Фабио Бабини). Так что настоящая машина Ф–3 в Дмитрове присутствовала в единственном экземпляре. Да и то сломалась еще в субботу, до начала квалификации. Кстати, о квалификации. Что интересно, поул Козанкова в Ф–1600 — 01.23.1, в Ф–3 — 01.23.4. Так что Козанков на двухлитровом автомобиле Формулы Опель проиграл самому себе три десятых секунды супротив своего же времени на Ф–1600. Да и Нестеров на 1600–кубовой “Астраде” уступил Виктору лишь две десятые секунды.

Но столь многообещающий заезд дмитровского суррогата Формулы–3 так и не состоялся. Чему предшествовали весьма драматические события. Все началось с… Ф–1600. В этом заезде у “Астрады” Александра Нестерова, который принимал участие в двух заездах на одной и той же машине, срезало патрубок глушителя. По регламенту машины призеров заезда должны стоять “под протестами” в закрытом парке в течение получаса. По договоренности с организаторами команды, принимавшие участие в двух заездах, вопреки этому правилу, могли в случае неисправности выехать в паддок для обслуживания. Но “Астраду” почему–то так и не выпустили. А работы на сварочном аппарате должны были занять около часа. Перерыв между заездами кончился, трассу закрыли и скандалить с должностными лицами гонки стало бесполезно.

Спустя час, когда до всех наконец дошло, что машин не хватает, организаторы предложили задержать старт, дабы уговорить “Астраду” починиться. Но было уже поздно. В зоне соревнования выкинули табличку “старт отложен”. Спортсмены расслабились, вылезли в тенек покурить… Но три машины все–таки выкатились на старт. Их увидели судьи, решили, что это все участники и… отменили заезд. (Что тоже странно, потому что количество стартующих определяется по числу участников, прошедших административный контроль, а не реально вышедших на трассу).

Таким образом, чемпионат России в Ф–3 1997 года не состоялся (должно было пройти хотя бы четыре этапа из пяти, два из них на сегодняшний день уже не состоялись…) А команды оказались в “пролете”…

Пока народ скандалил с использованием ненормативной лексики и хоронил таким образом чемпионат России в Ф–3, подоспело награждение. Шампанское лилось рекой, кубки выпадали из нетвердых рук уставших организаторов. Шурик Нестеров явился на подиум в коротких видавших виды малиновых штанишках (ни в одной стране мира подобный номер бы не прошел). “Кто пустил ребенка на подиум?!” — полушуточному возмущению парившихся в комбинезонах остальных призеров не было предела. “Не обижайте нашего мальчика!” — кричали в ответ из лагеря “Астрады”. Так и закончился второй этап чемпионата России, а вместе с ним и наш отдых на лоне природы под рев моторов.

Чемпионат России по кольцевым автогонкам

Второй этап
Дмитров, 28–29 июня

Класс туризм

1. Андрей Пузырев (Москва, ВАЗ 2108)
2. Андрей Феноменов (Москва, ВАЗ 21083–06, NVR МАДИ)
3. Игорь Михалев (Москва, ВАЗ 21083, “Миллер–Пилот”)
4. Дмитрий Берников (Москва, ВАЗ 2108, “ЛогоВАЗ–Астрада”)
5. Владимир Черевань (Орел, ВАЗ 21083, “ЛУКОЙЛ Рэйсинг“)
6. Альберт Наполов (Москва, М2141, “Алеко Моторспорт”)
7. Дмитрий Перовский (Москва, М2141, “Спектрол Рэйсинг“)
8. Андрей Виданов (Серпухов, ВАЗ 1111, СеАз)
9. Александр Емельянов (Москва, М2141, “Алеко Моторспорт”)
10. Дмитрий Бернгардт (Тольятти, ВАЗ 21083–06, АвтоВАЗ)
Лучший круг в гонке: Алексей Васильев 01:34.3 (средняя скорость 106.2 км/ч)
Поул–позишн: Алексей Васильев 01:34.7

Класс Формула–1600

1. Виктор Козанков (Москва, “Эстония 25”, “West–Canopus–Castrol”)
2. Александр Потехин (Москва, “Эстония 25–20”, “Клуб Порше–Автоспорт”)
3. Александр Нестеров (Москва, “Астрада Ф1696”, “ЛогоВАЗ–Астрада”)
4. Павел Лакия (Москва, “Эстония 25”, МАДИ)
5. Евгений Кувалдин (Москва, “Эстония 25”, “West–Canopus–Castrol”)
6. Николай Ветров (Москва, “Эстония 25”, “Формула Z”)
7. Вячеслав Шумилов (Москва, “Эстония 25–20”, “КСК Манс “)
8. Алексей Лапин (Москва, “Эстония 26”, “NVR”)
Лучший круг в гонке: Виктор Козанков 01:23.1 (120.6 км/ч)
Поул–позишн: Виктор Козанков 01:23.1

Класс “свободный”

1. Сергей Успенский (Москва, “Subaru Impreza”, “Александров ралли”)
2. Владимир Островский (Москва, “ВАЗ 21083”, “ЛогоВАЗ–Астрада”)
3. Михаил Тараканов (С.–Пб., “Toyota Corolla”, “Совавто”)
4. Михаил Брыкин (Москва, ВАЗ 21083–06”, “Спектрол Рэйсинг“)
5. Алексей Багдасаров (Москва, “Ford Escort”, “Олимпик Моторс”)
6. Юрий Горденко (Москва, ГАЗ 2410 , “СТК Комета”)
7. Александр Кудинев (Москва, ГАЗ 2410, “Очаково”)
8. Валерий Иванов (Москва, ВАЗ 2105, “Союзконтракт”)
Лучший круг в гонке: Сергей Успенский 01:32.3 (108.5 км/ч)
Поул–позишн: Сергей Успенский 01:31.1Формула–3Поул–позишн: Виктор Козанков 01:23.4

Итоговое положение после двух этапов:

Туризм

1. Андрей Феноменов — 35 очков
2. Игорь Михалев — 24
3. Андрей Пузырев — 20

Ф–1600

1. Александр Потехин — 35
2. Павел Лакия — 25
3. Александр Нестеров — 22

“Свободный”

1. Валерий Иванов — 12.5
2. Борис Маслов — 10
3. Владимир Островский — 10

Примечание: Победитель второго этапа Сергей Успенский на весь чемпионат заявлен не был.


Партнеры: