ШАНСЫ С ВОЛКАМИ

Дени Плювенаж Фото DPPI

И в межсезонье жизнь в Формуле 1 не замирает ни на секунду. Одни команды готовятся к презентации новых машин, другие работают на тестах, а Международная автомобильная федерация занята введением новых правил.

Начнем с правил. Еще совсем недавно бурная и кипучая жизнь Формулы 1 ни у кого тревоги не вызывала. Но в конце 2001 года со стартовой решетки исчезла команда «Прост», долги которой составляли около 30 млн. долларов. В конце 2002-го «испарилась» «Эрроуз» — с еще более крупной задолженностью. Так в Формуле 1 осталось только 20 машин. К сожалению, тревожные признаки подают еще две команды — у «Джордана» и «Минарди» явные финансовые проблемы. Если и эти две команды сдадутся, то стартовая решетка станет неполной — так гласит Договор Согласия. В этом случае есть два выхода: либо попросить оставшиеся команды выставить по три машины, либо передать статус чемпионата мира другой гоночной серии одноместных автомобилей. Такое уже случалось — в свое время чемпионат мира проводился в классе Формула 2.

Ситуация накалялась, и руководители команд решили встретиться в декабре, чтобы обсудить возможности сокращения расходов в Формуле 1. Неудивительно, что договориться о каких бы то ни было значительных шагах не удалось. Один из участников подобных встреч несколько лет назад сказал, что руководители команд вообще не могут о чем-либо договориться, даже о том, оставлять им во время заседания окно открытым или закрытым… Но речь шла не только о деньгах. Формула 1 теряет свою зрительскую аудиторию. Все меньше собирается публики на трибунах, все меньше людей смотрят телетрансляции. Гонки, увы, утратили былую динамичность. Все чаще и чаще под конец квалификации самые быстрые машины оказываются в первых рядах, а затем стабильно проезжают всю гонку. Если все будет по-старому, то, стартовав с первых рядов, быстрая машина очень скоро окажется вне досягаемости, и обогнать ее будет невозможно. Добавьте сюда выверенную как часы надежность большинства болидов и безупречное управление — и у вас налицо все составляющие прескучной гонки.

Поэтому президент ФИА Макс Мосли решил извлечь дивиденды из этой напряженной ситуации и поменять правила. Конечно, он оказался в трудном положении. ФИА — руководящий орган, и теоретически может ввести любое новое правило, если сочтет нужным. Но на деле команды могут довольно активно сопротивляться действиям ФИА, и конфликт между федерацией и командами может пагубно отразиться на гонках в целом. И Макс Мосли знает об этом очень хорошо. Он сам в прошлом юрист Берни Экклстоуна, который инициировал последние «разборки» между владельцами команд и ФИА. В то время президентом ФИА был Жан-Мари Балестр, и противостояние завершилось подписанием Договора Согласия (документ был подписан в штаб-квартире ФИА, расположенной на Площади Согласия в Париже).

В январе Макс Мосли объявил, что ФИА планирует ввести ряд изменений, которые приведут к значительному сокращению расходов команд Ф 1. ФИА и руководители команд провели несколько встреч и в конце концов договорились о следующем:
— запрещается телеметрическая связь «боксы-машина» (вступает в силу немедленно);
— телеметрическая связь «машина-боксы» запрещается с 2004 года (системы передачи данных невозможно быстро убрать из машин);
— ограничивается радиосвязь между командами и гонщиком по следующей схеме: технические данные не передаются; связь будет открытой, независимой и доступной ФИА и телерадиовещательным компаниям;
— третья машина может использоваться только в том случае, если основная машина получила повреждения, которые не подлежат ремонту. Если основная машина выходит из строя непосредственно перед стартом, то запасная машина будет стартовать с пит-лэйн. Запасная машина также выходит на трассу с пит-лэйн, если гонка останавливается в течение двух первых кругов;
— машины будут находиться в закрытом парке в период между квалификацией и гонкой либо в боксах команды под специальным наблюдением. Любые работы над автомобилем, выходящие за рамки строго ограниченного перечня, могут проводиться только после получения специального разрешения;
— антипробуксовочная система и автоматические коробки передач запрещаются начиная с Гран-при Великобритании;
— система оптимизации старта также запрещается начиная с Гран-при Великобритании при условии, что все машины будут подготовлены к управлению сцеплением вручную.

Эти изменения дополняют предыдущие, принятые в конце прошлого года, а именно:
— очковая зона увеличивается до восьми первых мест вместо шести;
— вместо субботней квалификации проводятся две квалификационные сессии (одна — в пятницу и одна — в субботу). В течение этих сессий машины находятся на трассе по одной и делают только по одному быстрому кругу;
— команды, согласившиеся ограничить количество тестовых дней в течение сезона до 10, получают дополнительное время для тестов в пятницу утром перед гонкой. (Это предложение приняли три команды: «Рено», «Ягуар» и «Минарди»).

Остальные нововведения вступят в силу в 2004 году. Командам будет разрешено использовать в течение гоночного уик-энда только по одному мотору для каждой машины. Кроме того, ФИА рассматривает вопрос об установке на все автомобили стандартных элементов (например, стандартной тормозной системы или стандартного заднего антикрыла). Все эти меры, естественно, повлекут за собой сокращение расходов и должны, по идее, увеличить зрелищность гонок. Сами пилоты восприняли новые решения довольно спокойно. Так, Михаэль Шумахер сказал: «Думаю, соперничество станет жестче». Если судить по презентациям и тестовым сессиям, то с Михаэлем сложно согласиться: не похоже, что в гоночной иерархии произойдут какие-либо серьезные сдвиги.

«Скудерия Феррари Мальборо» и «Вест Макларен Мерседес» начнут сезон на прошлогодних автомобилях (разумеется, модифицированных). Остальные команды привезут в Мельбурн новые машины. Болид «Скудерия Феррари Мальборо» радикальных изменений не претерпел. Эта команда уже достигла такого уровня превосходства, что революций не требуется. К тому же у нее есть то, что Фрэнк Вильямс назвал самой большой проблемой, с которой придется столкнуться другим командам, — Михаэль Шумахер. Да, состав пилотов не изменился — те же гонщики, те же тест-пилоты. Запрет же ФИА на передачу приказов гонщикам из штабов команд ничего не изменит, поскольку есть много других, более деликатных способов сделать так, чтобы именно пилот номер один выигрывал гонки…

«БМВ Вильямс Ф1» заняла в прошлом году 2-е место. Главная задача на сезон — опередить «Скудерия Феррари Мальборо». Прошлогодний автомобиль FW24, очень быстрый на квалификациях, редко мог соперничать с «Феррари» в гонках. В команду пришел высококлассный специалист по аэродинамике Антонио Терци, который в свое время работал в «Феррари» под руководством Ника Томбасси. Вильямс пригласил еще одного аэродинамика — Джона Дэвиса из «Минарди», который должен поколдовать над аэродинамической программой в Гроуве, где расположен завод «БМВ Вильямс». За последние месяцы создан улучшенный вариант шасси. А механический дизайн машины, как обычно, сделан главным конструктором команды Гэвином Фишером, который создал пять последних шасси «Вильямс». Он стал работать в команде после того как Эдриан Ньюи перешел в «Макларен». Теперь машина, особенно ее задняя часть, очень напоминает болид «Скудерии-Феррари-Мальборо». Посмотрим, сможет ли она так же быстро ездить…

Для Ральфа Шумахера и особенно Хуана-Пабло Монтойи этот год будет очень важным. После первого обнадеживающего сезона для Монтойи наступил полный разочарований 2002 год. Теперь ему нужно доказать своему боссу Фрэнку Вильямсу, что он должен остаться в команде и в 2004 году. Эти гонщики, скорей всего, станут самыми опасными конкурентами для лидеров прошлого сезона.

«Вест-Макларен-Мерседес» будет сражаться за то, чтобы оставаться впереди «Майлд Севен-Рено». В «Макларене» два опытных гонщика, в то время как в «Майлд Севен-Рено» из тестеров в пилоты перешел новичок Фернандо Алонсо. Поэтому многое будет зависеть от того, как быстро он адаптируется к Формуле 1.

В прошлом году британская команда уступила свою позицию «БМВ-Вильямс Ф1» и, безусловно, намерена удержать хотя бы 3-е место. В прошлом году серебристые болиды были очень ненадежны, особенно машина Кими Райкконена. Средний коэффициент сходов составил 44% (у «Рено» — 41%, «Скудерии-Феррари-Мальборо» — 15%, «БМВ-Вильямс Ф1» — 25%). Автомобиль-2003 пока не готов, а потому команда стартует на модифицированной версии прошлогоднего автомобиля.

Две команды являются потенциальными кандидатами на 5-е место — это «БАР» и «Заубер-Петронас». В последние годы инженеры «Заубера» делали очень неплохие шасси. Мотор надежен, но, как всегда, староват, поскольку на один год отстает от того, который использует «Скудерия-Феррари-Мальборо». В составе команды сейчас два опытных гонщика — Хайнц-Харальд Френтцен и Ник Хайдфельд. «Заубер» должен извлечь преимущество из новой системы распределения очков и набрать их больше, чем в прошлом году. Что касается «БАРа», то здесь, похоже, очень рассчитывают на мотор «Хонда». Новое шасси хорошо сбалансировано, и гонщикам оно нравится. Но будет ли мотор достаточно мощным и надежным? Это последний год в команде для Жака Вильнева. Нет никаких сомнений в том, что ему захочется заставить замолчать некоторых критиков внутри команды. В то же время его будет подталкивать новый напарник Дженсон Баттон. Так или иначе, но им обоим придется выкладываться в полную силу.

Три команды будут бороться за 7-е место — это «Ягуар Рэйсинг», «Джордан Хонда» и «Панасоник-Тойота». Каждая команда имеет свои плюсы и минусы. «Джордан» — самая опытная из них, но эта команда сейчас находится в трудной финансовой ситуации. И она, и «Минарди» могут и не найти достаточных средств для того, чтобы завершить этот сезон. Обе команды очень рассчитывают на дотации, и, говорят, Берни Экклстоун сейчас над этим работает. Ситуация тревожная — ведь и «Джордану», и «Минарди» нужно адаптироваться к новому мотору («Форду»), а у них масса механических проблем на тестах с трансмиссией и электроникой.

«Панасоник-Тойота» — самая молодая из этой тройки, но японский автопроизводитель прилагает немалые усилия для поддержки команды. В составе пилотов произошли изменения: появился как очень опытный Оливье Панис, так и новичок, экс-чемпион серии КАРТ Кристиано да Матта. Бразильский гонщик развивает хорошую скорость, но ему еще предстоит познакомиться со всеми трассами чемпионата.

«Ягуар Рэйсинг» — особый случай. Теоретически здесь есть все, что необходимо, чтобы занимать в иерархии Формулы 1 более высокое место. Но у команды никогда не было столь необходимой для высокого класса стабильности. «Ягуар» начинает сезон с новым руководством, а значит, потребуется время на адаптацию. Два новых пилота — Марк Веббер и Антонио Пиццонья — амбициозны, но неопытны. Команда работает сейчас над своей техникой в Англии, и это должно сослужить хорошую службу.

Рядом с «Минарди» можно поставить большой знак вопроса. В прошлом сезоне команда набрала всего 2 очка, причем в первой же гонке, когда до финиша не добрались 14 машин. В оставшуюся часть сезона лучшим финишем было 8-е место Марка Веббера на французском Гран-при, когда финишировало всего 10 машин. У этой команды самый высокий за прошлый год коэффициент сходов — более 58%. В этом сезоне у «Минарди» будет более мощный мотор «Форд». За команду выступают два пилота, которые знают трассы (Джастин Вилсон познакомился с ними за время выступления в Формуле 3000). Но едва ли они смогут финишировать впереди «Ягуар Рэйсинг» или «Панасоник-Тойота».


Партнеры: