СТЕПНОЙ ЭКВАТОР

В нынешнем году российский раллийный экватор пролег через степь в сотне километров к северу от Ростова-на-Дону. Как раз там и расположен шахтерский городок Гуково, куда в начале лета собрались наши ведущие раллийные команды. Два зимних этапа — позади, два грунтовых — еще впереди. Середина сезона…

Зимнее победное шествие экипажа Сергея Успенского задало соперникам непростую задачку. Если кто-то еще не оставил претензий на титул этого года — извольте предъявлять их именно в Гуково, «поезд уходит»! В длинное межсезонье команды без дела не сидели. Массированные десанты наших высаживались (и небезуспешно) в Прибалтике. Фавориты нынешнего сезона — Успенский и Максим Новиков — набирались опыта на этапах чемпионата мира. Так что на отсутствие «наката» жалоб особенных не было. Накат накатом, но трасса под Ростовом — это не совсем обычная «грунтовка». Изюминка ее в том, что в степи грейдерами нарезаны дороги, по которым все действо и проходит. Зрителям и экипажам удобно: самый длинный перегон между спецучастками едва ли составляет десяток километров. К тому же в случае неудачи на спецучастке вылет в деревья не грозит. Ввиду их практически полного отсутствия. А вот «уши словить» можно по полной программе! Вдоль трассы практически везде коварный бруствер. Неудачно зацепил — и понеслось… Именно так закончилась гонка для одного из фаворитов — Станислава Грязина. Закончилась… еще не начавшись, ведь разбить машину он умудрился еще на тестовом участке.

Помимо зрительских удобств и «хищных» брустверов, это степное ралли славится и огромной нагрузкой на технику. Местами дороги предельно жесткие, местами — вязкие. И везде можно ожидать камней, опасных для шин и подвески. Шинные проблемы одолевали в первый день одного из прошлогодних призеров Александра Желудова. А пилот, который нуждался в высоком результате едва ли не больше всех — речь об Андрее Жигунове, — едва ли не с начала гонки мучался с неполадками мотора. Увы, даже на вечернем сервисе первого дня справиться с проблемами не удалось, и на второе утро действующий чемпион России вынужден был сложить оружие. Еще один вырвавшийся было в лидирующую группу пилот — обладатель Кубка России Евгений Аксаков — явно недооценил трассу. В первый день результаты молодого подмосковного гонщика впечатляли. А во второй — уже впечатляли взгляд остатки разбитого Mitsubishi Lancer Аксакова, который Евгений отправил «под списание» чуть ли не в восемь оборотов прямо с утра пораньше.

Так что борьба за победу свелась к дуэли между пилотами, которым удалось избежать ошибок и технических неполадок. Тех, кто и в общем зачете чемпионата идет впереди, — Успенского и Новикова. Большую часть гонки Максим провел успешнее, держа лидера сезона в роли догоняющего. Все решила знаменитая серия трамплинов на спецучастке «Бугры любви». Здесь машины почти на полном ходу, на глазах у тысяч зрителей (еще бы — одно из самых излюбленных мест для болельщиков), несколько раз подряд отрываются от земли на невысоких, но крутых холмиках. Одно из приземлений у Новикова оказалось слишком жестким. Небольшая травма спины — и удержать прежнего ритма он уже не смог, отдав сопернику несколько спецучастков подряд и общую победу. Кстати, Желудов, раскатившийся во второй день в полную силу, на «Буграх» тоже ох как опасно «почудил», вылетев через бруствер. К счастью — все обошлось легким испугом зрителей и пятнадцатисекундным замешательством экипажа после остановки машины.

Итак — Успенский взял третью победу подряд и свел титульные претензии соперников к математическим. Тем более, что никак не может решиться судьба последнего этапа — в Новороссийске. Комиссии приезжают и уезжают, а итогового решения нет — то ли будет гонка, то ли в другое место перенесут, то ли вообще отменят. Все должно решиться в Карелии. Теоретически осталось только двое, кто может в этом году не подпустить Успенского к титулу. Но это — теоретически. На практике помешать ему может только… сам Успенский. Если не будет сходов и поломок — у соперников шансов нет. В других зачетах столь ярко выраженных лидеров пока нет, и совсем не факт, что нынешние фавориты не окажутся «подвинуты» в самый последний момент. Экватор пройден, и финишная прямая обещает быть драматичной.

HONDA CIVIC/СУПЕР ЛАЙТ
НЕ ПРОСТО КВОРУМ

Кольцевой монокласс Honda Civic стартовал! Немного позже других, но зато — с хорошими новостями. Обещанный организаторами десяток участников стал реальностью! Именно столько гонщиков вышли на старт первого «Хондовского» уик-энда в Петербурге. Межсезонье не прошло даром, ездовые качества подготовленных для них машин удалось «заточить» еще лучше. Самый близкий к «стандарту» иномарочный класс уверенно стремится быть самым быстрым после «заряженного» Туринга. К тому же участники этой серии, садясь один раз за руль, фактически принимают участие в двух гонках сразу. Собственно в Кубке Honda Civic и одновременно — в национальном Кубке «Супер Лайт». И таких «двойных гонок» в каждом уик-энде — тоже две. Собранный кворум оказался не формальным числом, а реально интересным составом пилотов. Здесь и такие «зубры» российских гонок, как Владимир Черевань, Владимир Сухов, Алексей Глебов, Дмитрий Королев — пилоты, в карьере которых не один подиум и титул. Здесь и молодежь: попробовавший силы в «формульных» гонках Николай Симонов и один из самых быстрых наших картингистов Михаил Митрохин. Нельзя не упомянуть и о ранее знакомых по другим сериям Валерии Павлове и Максиме Базильере. Ну а появление «лукойловцев» уже всерьез подтверждает состоятельность планов и перспектив. Но соперникам шансы портит — ударной-то силой «красно-белых» и здесь назначен Алексей Дудукало! Вторым пилотом «Лукойл Рейсинг» едет быстрый Роман Шестаков, первый чемпион Формулы Русь. Одним словом — компания достойная. Правда, на первом этапе всей этой достойной компании пришлось поначалу сражаться с погодой. Шины пришлось менять на дождевые прямо перед заездом. Мокрая трасса и первый старт призывали к осторожности. Тем более, что за ушедшим вперед Дудукало уже к середине заезда гоняться было бессмысленно. Но в пелетоне без местных разборок не обошлось. Если в прошлом году контактная борьба в «Хонде» была редкостью, то теперь дуэли иногда доходят и до нее. Именно после стычки с Королевым вынужден был сойти в первом заезде Глебов, а во втором после «спарринга» с Череванем остался в боксах Сухов. Есть единственный способ избежать борьбы с соперниками. И он прост — уехать от них. Такую нехитрую тактику выбрал Дудукало, оставив соперникам только водяную пыль из-под колес и в первом, и во втором заезде. Раскатившиеся гонщики уже активнее шли на атаки, смена позиций стала обычным делом. Чуть было не добрались и самого лидера, но неожиданно открывшаяся задняя дверь не только лишила возможности этой атаки Алексея Глебова, но и снова позволила Королеву опередить его. Первый «японский уик-энд» состоялся. Если лидер после него оказался предсказуем, то второе и третье места Королева и Симонова явно будут взяты под прицел как минимум парой-тройкой соперников. «Супер Лайт» легких призов не обещает…

ФОРМУЛА LADA
ГОРЕ ЛУКОЙЛОВОЕ

В начале сезона на «Арт-Лайн Инжиниринг» смотрели с особой надеждой. Мощная команда с «удвоенным» составом прогнозировалась на роль единственной, кто бросит перчатку лукойловским болидам. Артлайновские пилоты и вправду ведут напряженную борьбу, вырывая десятые доли… друг у друга. А впереди, вне пределов досягаемости синих машин, — два Алексея, Дудукало и Павловский. Если Павловский вообще едет «в собственной лиге», то Дудукало еще и над соперниками издевается — в Питере он неизменно выходил на вторую позицию, даже не стартуя с первого ряда. В итоге после двух этапов «Арт-Лайн» набрал те же 65 очков, что и «Лукойл», но… только если сложить результаты обоих «синих» составов. Только судьи-то их складывать не обязаны и не намерены. Всем остальным, похоже, придется и вовсе оставаться на этом празднике жизни «массовкой». Шесть команд, расположившихся вне первой тройки, даже в сумме не набрали и 2/3 тех баллов, что уже добыли лидеры в одиночку. Вернее — дружной парой… красно-белой. Пока противоядия махине самой мощной российской команды нет, и сюжет рискует превратиться в «Лукойл-шоу».

LADA REVOLUTION
СЦЕНАРИЙ С ВАРИАЦИЯМИ

То, что «показательные» гонки тольяттинских родстеров идут пока по заранее заданному сценарию — догадался уже слепой. В Питере «революции» (числом на этот раз в полтора раза большим, чем в мае) сценарий разнообразили. Потешив публику поначалу мерной чередой обгонов «в борьбе за лидерство», во второй половине гонки они как будто вспомнили известную фразу сатирика: «Мальчик на экране вздрогнул и как-то старше стал!» По мановению волшебной палочки, родстеры, только что нарезавшие круги не быстрее Туринг-лайта или почти стандартных «Хонд», вдруг как понеслись! Печатая круги чуть не в темпе Туринга! Правда, тут же появился первый сошедший — аварию (причем весьма серьезную) записал на свой счет Кирилл Ладыгин. Интересно, это тоже входило в сценарий? Так или иначе — show must go on! Теперь уже шесть «революций» ведут агитацию за новый класс. Да и обещанный в самом начале сезона любимец публики Александр Тюрюмин появился. И между прочим, на этот раз и финишировал первым.

КУБОК LADA
ТЕСНОТА — ЗАЛОГ СЮЖЕТА

Необходимость проведения отборочных полуфиналов становится повседневной реальностью для «младшего» из классов НГС. Снова желание выйти на старт выразило почти четыре десятка пилотов. Пришлось желание подкреплять быстрыми секундами в квалификации. 28 гонщиков, сделавшие это наиболее убедительно, сразились на «Невском кольце» в традиционной «кубколадовской» битве. Главным героем дня стал, пожалуй, даже не победитель (а им, как и двумя неделями ранее в Мячково оказался Роман Козявин), а столичный пилот Андрей Севастьянов. Всю предварительную часть он доминировал и заработал «поул». И даже ошибка пилота, приведшая к провалу на семь позиций на старте (личная ошибка гонщика, по его собственному признанию) не помешала вернуться вперед и снова атаковать лидера. Причина оказалась проста — незадолго до этапа у Андрея сгорел мотор. А новый «взял да как поехал!» И все-таки это был не день Севастьянова — за пять кругов до финиша автомобиль подвел хозяина. Соперники, пораженные неожиданной прытью Андрея, все равно потребовали детального досмотра даже сошедшей машины. Но вскрытие «химии» не выявило. Если новый мотор позволит и дальше Андрею ехать в столь быстром темпе, то лидерам будет не сладко. Начались и типичные «кубколадовские» технические скандалы. Тольяттинец Игорь Филиппов весь заезд вел отчаянную дуэль за четвертое место с молодым питерцем Никитой Шептухой и, в конце концов уступил. А в довершение всего даже такой результат Игоря был аннулирован — техкомиссия определила, что установленные на его машине распредвалы не соответствуют регламентным требованиям. Шептуха тем временем проскочил по сумме этапов на третье место, уступая лишь Козявину и Вячеславу Малееву. Впрочем, на этой стадии сезона для такого непредсказуемого класса, как «Кубок Лада», запас в одно очко — еще совсем не запас

RTCC TУРИНГ
ОДИН В ПОЛЕ ВОИН ЛИ?

Кто там чуть не до старта отдавал победу Михаилу Ухову? Уже второй этап Григорий Комаров не оставляет ветерану шансов. А в Питере еще и «в клещи» Ухова взяли: одноклубник Комарова, Владимир Нечаев, на подиуме был третьим. И даже пытался атаковать Михаила, да опыт пока не тот. В командном зачете «Автодому» вряд ли уже что может светить — одной машиной с соперниками бороться не получится. Вон уже и «Сити-Моторспорт» вперед проскочила. В личном еще не все потеряно, но для этого сначала ход борьбы переломить надо. Персональное «молодец!» — тольяттинцу Сергею Нуждину. Машина у него явно слабее «баварской стаи», но Сергей умудрился найти баланс между ездой на грани и ездой надежной. В итоге — третья строка в протоколах по сумме двух этапов. А вот у кого проблема на проблеме — так это у Александра Львова. Ко второму этапу новый финский мотор его не нового VW Golf подвезли-таки. Хотя, естественно, в последний момент (заморочки на таможне уже тоже традиционны). С новым мотором Львов поднялся за полтора круга на пять позиций, со старта обошел весь «второй эшелон». А выше было не суждено. Поломку, случившуюся в середине гонки, финны назвали чуть ли не невероятной (что-то поломалось в креплении дроссельной заслонки). Саше от этого легче не было — какая разница, вероятна или нет, если итог — сход.

ТУРИНГ-ЛАЙТ
ВОЛК В КУРЯТНИКЕ

Появление в исторически «фольксвагеновской» категории Аркадия Павловского на новехоньком и серьезно подготовленном Ford Fiesta могло стать появлением волка в курятнике. Но на старте сезона «Фиеста» явно оказалась сыровата. Ко второму питерская команда провела немало «мелиоративной» работы. И в сочетании с «домашней» трассой ожидавшаяся «гремучая смесь» сработала. Впервые победа ушла из рук «фольксоводов». Ближайшему преследователю Павловский «привез» пять секунд, бескомпромиссно обойдя после старта из второго ряда сначала Евгения Каретникова, а потом и победителя первого этапа Владимира Лабазова. Лабазов, которому после первой победы выдали регламентированный правилами «довесок» в 30 кг балласта, был на этот раз не особо стабилен, отдав в итоге даже третье место Сергею Хабарову. Более-менее аккуратничавшие в Мячково «лайтовцы» на Невском Кольце выдали «по полной программе»! Вылетел с трассы прошлогодний чемпион «Кубка Polo» Антон Смекалкин, Андрей Вертузаев уложил машину на бок, едва не повторил его подвиг и первый зарубежный гость — финский частник Юха Синко. Выступающий в обоих «туристических» классах Львов и тут умудрился собрать приключений. Сначала из-за недовеса (а питерцу надо было стартовать тоже с балластом) его отправили на последнее место на старте. В итоге опытный пилот прорвался в первую шестерку, но… тут технический контроль выразил недоверие кое-каким изменениям в задней подвеске его машины. Результат аннулировали. И вся эта круговерть пока еще ждет дополнительного «развлечения». Уже давно анонсированы обязательные пит-стопы. Да ввести их пока никак, похоже, не решаются. Но ведь введут в итоге рано или поздно. Вот уж сюжетец-то выйдет!

ФОРМУЛА РУСЬ
НЕДЕТСКИЕ КРАШ-ТЕСТЫ

Второй отборочный этап чемпионата России в «Формуле Русь» стал ареной самого крупного за историю этой серии завала. Прямо на глазах у зрителей на главной трибуне автодрома Мячково молодой пилот Никита Небылицкий стал инициатором столкновения четырех автомобилей, слишком резво рванув со старта второго заезда. В итоге через несколько мгновений стартовая прямая и обочина рядом напоминали поле боя, в котором, к счастью, обошлось без серьезных травм. И это при том, что машина «второго номера» Lukoil Racing Junior Ивана Самарина, врезавшись в ограждение судейского поста, совершила впечатляющий полет и опрокинулась. Чудом удалось удержать свой автомобиль и лидеру гонки Сергею Афанасьеву — он отделался лишь сломанным антикрылом, которое механики успешно заменили в ожидании повторного старта. Психологическая встряска не помешала Сергею выиграть уже третью гонку подряд и еще более упрочить свое лидирующее положение в серии. Теперь он на 30 очков опережает идущего вторым Антона Трегубова, то есть фактически имеет больше чем одну гонку «в запасе». Ну а инцидент стал предметом разбирательства не только организаторов, но и Комитета по кольцевым гонкам РАФ. Несмотря на достаточно тяжелые последствия, после рассмотрения объяснений участников и команд, просмотра видеозаписей (завал оказался в поле зрения сразу трех телекамер) авария была признана «гоночным инцидентом», и никаких санкций не последовало. С учетом того, что в «Руси» стартует немалое число юных пилотов с небольшим гоночным стажем, рекомендовано провести разъяснительную работу не только с собственно виновником аварии, но и с остальными гонщиками. Болиды «Формулы Русь» в очередной раз зарекомендовали себя достаточно безопасными и защищающими пилота, но лучше лишний раз такие «краш-тесты» не устраивать…