Учимся водить… у летучих мышей

В работе по проектированию Останкинской телебашни принимали участие специалисты новой тогда науки - бионики, предложившие взять прообразом конструкции обыкновенный бамбук. В самом деле его стебель почти невозможно сломать, как бы не изгибали бамбук, он всегда возвращается в первоначальное положение. Суть ее проста - инженеры, долгое время кичившиеся тем, что якобы превзошли природу, вдруг поняли, что у нее есть чему поучиться и есть что позаимствовать. Например, насекомые ощущают запах, если в кубометре воздуха содержатся всего две-три молекулы постороннего вещества, а у змей есть рецептор, который чувствует разницу температур в миллионные доли градуса, - никакому прибору это не под силу.
Разработчики автомобильных сервисных систем ныне тоже в полной мере используют принципы бионики. В частности, парковочные радары - именно о них сегодня пойдет речь - работают по тому же принципу, который позволяет летучим мышам уверенно лавировать в полной темноте, никогда не натыкаясь на препятствие.
Эта особенность долго оставалась загадкой. Разгадать ее позволил опыт, ставший классическим, - в комнате натянули тонкие нити, и мышь… тотчас запуталась в них. Выяснилось, что зверек «видит» ушами - летучая мышь посылает высокочастотный ультразвуковой сигнал и улавливает его отражение от препятствий. Естественно, нити звук не отражали. Так был дан толчок разработке сонаров - ультразвуковых локаторов, которые используются во многих областях техники, а в последнее время и для оснащения автомашин.
Кому нужны парковочные радары? - недоуменно спросит иной читатель, - ведь у водителя есть глаза. Есть, но не на затылке. А сдавать машину назад в городе приходится часто, практически каждый день. Рулить с повернутой головой весьма неудобно, не говоря уж о том, что, к примеру, страдающий остеохондрозом человек и повернуть ее толком не может, а близорукому затрудняет обзор оправа очков. Ориентироваться по зеркалам заднего вида? Но в них, как известно, левое и правое меняются местами, и не каждый может приспособиться к вывернутой наизнанку перспективе.
Наконец, даже те водители, которые уверенно ездят на задней передаче, при парковке не застрахованы от мелких повреждений. Когда автомобиль движется назад, не все препятствия можно увидеть. Высокий бордюр, лежащий на асфальте бетонный блок или вкопанная в землю железная труба - такого рода помехи движению могут оказаться вне поля зрения. Итог - разбитый задний фонарь, покореженный бампер, смятые задние панели. Неприятно, но не трагично. Однако простой маневр может обернуться и трагедией: представьте, что, пока вы осторожно паркуетесь задним ходом, на линию движения выбежал маленький ребенок, увидеть которого вам помешал скос багажника. Нет, не зря правила дорожного движения рекомендуют водителю в сложной обстановке при движении задним ходом воспользоваться помощью «корректировщика&quot. Только где его взять, не просить же случайных прохожих. Неловко как-то.
Парковочные радары позволяют уверенно двигаться на автомобиле назад, не опасаясь помять бампер или крыло. Их преимущества вполне оценили владельцы престижных моделей (Mercedes-Benz, BMW, Audi, Saab), еще на заводе оснащенных парковочным радаром. Теперь ультразвуковым сонаром можно оборудовать практически любой автомобиль, начиная от малолитражки и заканчивая тяжелым грузовиком, - на российском рынке появились несколько моделей парковочных радаров.
Об их функциональных возможностях мы расскажем на примере прибора Steel mate 5886-2l. Его «глаза» - два датчика, которые производитель рекомендует установить над задним бампером на высоте 50-70 сантиметров от земли. «Осматривая» пространство слева и справа позади машины, они передают информацию о расстоянии до препятствия на интерфейс, который преобразует ее в звуковые и световые сигналы. Пока до препятствия остается 1,5-0,9 метра, бипер «говорит»: «бип-бип», а на двух световых шкалах горит зеленый сигнал. Сократилось оно до пока еще приемлемой величины в 0,9-0,6 метра, звуковое предупреждение становится активнее: «бип-бип-бип-бип», а шкала светится оранжевым. А в диапазоне от 60 до 10 сантиметров, когда движение становится опасным и лучше всего остановиться, звучит продолжительное «бииип-бииип» и вспыхивает красный свет на шкале. Включить сонар вы не забудете, да вам и не придется об этом думать - управляющий блок активизирует его в момент включения задней передачи. При движении вперед и во время стоянки парковочный радар выключен, его приборы не отвлекают водителя.
Примерно так же действует и радар Coligen DX-2600, только у него нет световой шкалы, он предупреждает об опасности звуковым сигналом, который становится тем интенсивнее, чем ближе препятствие. На расстоянии 1,2 метра от помехи вы услышите относительно редкие попискивания, которые становятся все чаще и тревожнее по мере приближения заднего бампера к препятствию. Остановить машину надо, как только прерывистый сигнал становится непрерывным - это значит, что между вашим бампером и препятствием осталось 40 сантиметров.
Как видите, удобно и просто. Скептик, возможно, скажет - излишняя роскошь. Дело вкуса. Однако, если у вас приличная иномарка или новенькая «десятка», ультразвуковые «глаза на затылке» сэкономят вам деньги, которые, возможно, придется потратить на ремонт случайных вмятин и царапин, полученных при парковке. Особенно это касается представительниц прекрасного пола - для многих женщин езда задним ходом почему-то затруднительна. Недаром же есть шутливое определение: пессимистка - это женщина, которая думает, что не сумеет поставить машину в единственном свободном промежутке. А вот продолжение шутки: оптимист - мужчина, который думает, что она не попробует этого сделать.
Парковочные радары вполне по карману большинству российских автолюбителей - сонар вместе с установкой в зависимости от модели обойдется в 100 - 150 долларов США. Немаловажно, что радары Steel mate 5886-2l и Coligen DX-2600 адаптированы к суровому российскому климату и проходят обязательное тестирование на безотказность работы при низких и высоких температурах (в диапазоне от -40оС до +80оС), при повышенной влажности и загрязненности.
Несколько слов об установке. Лучше поручить ее профессиональному мастеру в хорошем автосервисе. Но некоторые детали должен знать и владелец машины, чтобы проконтролировать качество монтажа. О датчиках - они бывают врезные и накладные. Если вы увидите, что мастер крепит накладные с помощью липкой ленты, не тревожьтесь, это вполне надежно - через 48 часов соединение достигнет максимальной прочности. Только имейте в виду, что перед монтажом ленту надо нагреть феном.
Датчики нельзя устанавливать под наклоном, ось их «зрения» должна быть строго горизонтальной. Смонтировать их нужно так, чтобы в пределах 45о вверх и вниз от этой воображаемой оси ничто не препятствовало ультразвуковому излучению. Оптимальное место для блока управления - багажник, а для звукового сигнала - «бардачок&quot. Световые шкалы будут вполне уместны на приборной панели - их элегантное оформление ни в коей мере не будет контрастировать с дизайном салона.
И последнее. Изредка встречаются ситуации, когда отраженный сигнал может быть неправильно воспринят датчиками. Они прекрасно «видят» стену дома, но вряд ли заметят препятствие из материала, хорошо поглощающего звук.
Попросите мастера после монтажа протестировать систему и вместе с ним посмотрите, как реагирует прибор на различные типы препятствий, расположенные под разными углами к автомобилю. При эксплуатации старайтесь держать датчики в чистоте - если они залеплены грязью, то их чувствительность снижается. Осторожно паркуйтесь в сильный дождь - он тоже сказывается на точности системы. Помните: парковочный радар - вспомогательный прибор, который при езде задним ходом облегчает управление машиной, но отнюдь не берет его на себя.


Партнеры:
  • качественные диски литые http://www.tyresplus.ru/.